English, please! Форум Напишите нам Наши друзья


Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого…

01.12.2017

У нас есть права. У каждого. Вне зависимости от интеллектуальной состоятельности. Такова правда, и поверьте, она вдохновляет. У нас есть право на получение информации, желательно истинной. То есть мы имеем право задавать вопросы и получать на них правдивые ответы. У нас есть право на образование, т.е. в случае, если мы не можем сформулировать вопрос или понять ответ, нам должны помочь… И еще, мы имеем право на свободу преподавания, т.е. если кто-нибудь не может сформулировать вопрос или понять ответ, мы имеем право помочь добраться до истины. А что делать, если у тебя есть интеллектуальные ограничения? Ты уже взрослый и твой «образовательный маршрут», который ты проходил вместе с педагогами, завершен? А вопросы только-только начали у тебя появляться?
Почему ты другой? Почему не можешь зарабатывать деньги? В общем, множество вопросов о жизни…
Безымянный

 

Не всегда четких и красиво сформулированных. Человек с умственными ограничениями имеет право «осознать себя в этом мире», овладеть реальностью, насколько это возможно. Впрочем, как и любой человек. Как это делается? Просто. Мы видим, слышим, думаем, объясняем, проверяем, действуем, снова думаем… Очень много простых глаголов. И как результат — у нас в голове выстраивается модель мира и нас самих в этом мире… и множество концепций, объясняющих те или иные загадки Вселенной. И что очень важно — у нас появляется учебный опыт. Говорят, что люди с интеллектуальными ограничениями не могут создавать концепции, объясняющие явления действительности, не могут овладевать научными понятиями и даже не всегда имеют желание познавать… Это не так. Люди с интеллектуальными ограничениями не могут делать все вышеперечисленное без нашей помощи. Есть чудесный слоган вековой давности: нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. В случае людей с интеллектуальными ограничениями и нас, «умных», их право на информацию, образование — это наша обязанность. И никак иначе.

— Андрюха, помнишь, 5 лет назад, когда мы были в большой мастерской, мы учились? Ты что-нибудь помнишь?
Помню человечков, про болезнь, почему «инвалид» говорили и про любовь… И откуда пенсия.
— А что у тебя за болезнь?
— Я не дурак. У меня недостача.
— Андрюха, а какой формы Земля?
— ?
— Она похожа на тарелку или на яблоко?
— На яблоко! Круглая.

 
Андрей Реутович, житель психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов №3, Беларусь
Безымянный

 

Андрюха, как и 8, а иногда 12 человек участвовал в спонтанном неформальном образовательном проекте. И считал, что Земля плоская… Вернее, не особо задумывался над вопросом формы Земли, но его очень беспокоило, почему его называли дураком. Теперь он не дурак. У него «недостача». А за неверным словом стоят некоторые не совсем ясные, но все-таки представления, что не все нейроны его мозга целые, поэтому он медленнее думает. Чем не концепция? Чем не понятие? Какие дисциплины помогают нам понять себя и мир? Если честно, то любые науки. Но особенно, гуманитарные. Самая главная и всеобъемлющая наука — философия. Наука, помогающая нам понять себя и остальных в некоторой оппозиции, — социология; понять себя изнутри — психология; себя и мир вещей, искусства и прочих артефактов — культурология; себя и мир знаков — семиотика. Да, наук хватает. Они сложные и усложняющиеся. И усложняющие. Но любая наука — это всего лишь средство познания истины. Дорога к верной картине мира. Дороги бывают разные: тернистая тропа к вершинам Нобелевской премии или хороший пандус. А что, если все очень упростить? Оставить только самые главные вопросы, самые главные понятия и дать им самые простые определения, пользуясь простым языком? Идти от простого к чуть более сложному, постоянно повторяя уже пройденное, опираться на наглядные схемы и уже имеющийся опыт и (что самое главное) всегда следить, чтобы человеку с интеллектуальными ограничениями было место в познаваемом им самим мире? Цель специального образования для взрослых не IQ, а дорога к самому себе.

— Кто ты?
— Я человек. Все люди — это общество. Я живу в обществе. Я живу со всеми людьми в мире. Общество — это социум. Социум — это все люди на земле и как они живут друг с другом. Есть наука — социология. Это наука про общество, всех людей и как они живут друг с другом. Есть два слова — социум и логос. Логос есть во всех науках. Это слова. Поэтому — социология.

Безымянный

 

Дарья ЕСКЕВИЧ, психолог
Фото автора

Журнал «Обычные люди»

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники