English, please! Форум Напишите нам Наши друзья


Воздушный самурай – одноглазый летчик-истребитель Сабуро Сакаи

04.12.2017

Вторая мировая война, этот крупнейший вооруженный конфликт в истории человечества, дала особенно много примеров того, как люди, получавшие в ходе боевых действий инвалидность, находили в себе силы вернуться в строй и продолжить сражаться за интересы своих стран. Разумеется, многие из них становились национальными героями, а пропаганда подробно освещала их подвиги. Наибольшего внимания при этом удостаивались летчики – в эпоху тотальной войны именно авиация еще во многом сохраняла рыцарский дух былых времен, а сама профессия покорителя неба в глазах людей виделась овеянной ореолом благородной романтики. Почти у каждой сражавшейся нации имелся такой живой символ, воплощавший в себе высочайшую отвагу, силу духа и лучшие воинские качества, который через преодоление себя демонстрировал возможности, превосходящие возможности обычного человека. В Германии это был Ханс-Ульрих Рудель, в Британии – Дуглас Бэйдер, в СССР – Алексей Маресьев, в Италии – Эрнесто Ботто. Для японцев же таким героем являлся Сабуро Сакаи.

Сабуро Сакаи
Сабуро Сакаи

 

Сабуро Сакаи был потомком старинного, но обедневшего самурайского рода. Как и подобало представителю его сословия, он решил посвятить себя военному делу, и в 1936 году, в возрасте 20 лет, поступил в школу морских летчиков. Окончив ее с отличием, молодой авиатор уже осенью 1938 года прошел боевое крещение, приняв участие в войне против Китая и одержав в небе этой страны свои первые воздушные победы. С началом Второй мировой войны Сакаи в составе авиагруппы “Тайнань” сражался против британцев и американцев над Филиппинами, Индонезией, Новой Гвинеей и Соломоновыми островами. Более всего он отличился в качестве лидера звена, в которое, помимо него самого, входили еще два пилота: Хироеси Нисидзава и Тошио Ота. Очень скоро это звено стало самым результативным во всей японской авиации – всего за семь месяцев боев трое друзей сбили около 120 вражеских самолетов! Противник же не только хорошо знал их фирменный “почерк”, но и отвечал подчеркнутым уважением. Однажды, 16 мая 1942 года, после рейда на Порт-Морсби, японское трио из чистого лихачества выполнило сложный комплекс фигур высшего пилотажа в безупречном сомкнутом строю прямо над вражеским аэродромом. К удивлению Сакаи и его товарищей, с земли по ним никто не стрелял, а когда летчики вернулись на аэродром, командир авиагруппы сообщил им, что с вражеской стороны пришла радиограмма следующего содержания: “На нас произвели огромное впечатление те три пилота, которые посетили нас сегодня. Нам всем очень понравились фигуры, выполненные ими над нашим аэродромом. Это было потрясающее зрелище.”

Самолет Сабуро
Risingsun

Сакаи на фронтовом аэродроме. 1942 год
Сакаи на фронтовом аэродроме, 1942

 

До лета 1942 года удача неизменно оставалась на стороне Сабуро – даже в самых тяжелых боях он оставался невредим и ни разу не терял ведомых. Но 7 августа во время сражения над Гуадалканалом военное счастье изменило ему. После удачной схватки с вражескими истребителями, во время которой Сакаи сбил в поединке американского аса Джеймса Сазерлэнда (тот смог выпрыгнуть из падающей машины с парашютом и не пострадал), воздушный самурай атаковал еще одну неприятельскую группу, которую тоже поначалу принял за истребители и попытался незаметно приблизиться к ней сзади. Однако он ошибся – это были пикирующие бомбардировщики, имевшие пулеметные установки, стрелявшие назад. И вместо удачного внезапного нападения японец получил ливень встречного огня почти в упор. К счастью, самолет Сабуро не был сбит, но кабину изрешетило пулями, одна из которых угодила летчику в голову над правым глазом и засела в кости черепа. В результате от полученной травмы мозга левую часть тела аса почти парализовало, а правый глаз перестал видеть. При этом расстояние до ближайшего аэродрома составляло порядка тысячи километров.

Раненый Сакаи после возвращения на аэродром 7.08.42
Раненый Сакаи после возвращения на аэродром 7.08.42 (1)

 

Это может показаться невероятным, но Сакаи смог довести самолет до базы. Он заткнул свою рану шелковым шарфом, и, всеми силами стараясь не потерять сознание, управлял истребителем только с помощью правой руки и правой ноги. Затратив на обратный путь почти пять часов, летчик совершил посадку на родной аэродром и только после этого позволил себе “отключиться”. Товарищи, которые уже не чаяли увидеть Сабуро живым, немедленно отвезли его в госпиталь, и там здоровьем аса занялись врачи. Как выяснилось, в Сакаи попало две пули и четыре осколка. Хирурги извлекли их и спасли герою жизнь, но все же тот полностью ослеп на правый глаз. Казалось, это означало конец летной карьеры, и тем не менее потомок самураев не сдался. На восстановление ему понадобилось больше года, и наконец в апреле 1944-го Сабуро снова получил разрешение участвовать в боевых вылетах. Войдя в состав авиагруппы “Йокосука”, он продолжал успешно сражаться до последних дней войны. Согласно послевоенным исследованиям, общее число совершенных им боевых вылетов превышает 200, а количество одержанных лично и в составе группы воздушных побед достигает 64.
После капитуляции Японии и окончания боевых действий Сабуро попытался найти себя в мирной жизни и к 1952 году накопил достаточно средств, чтобы открыть собственную типографию. О продолжении военной службы он не помышлял – трагедия, свидетелем и участником которой он был на протяжении многих лет, оставила неизгладимый след в его душе. Именно поэтому Сакаи обратился к буддийской философии и дал самому себе обещание никогда больше не лишать жизни ни одно живое существо. Этой клятве он остался верен до конца своих дней. И все же фронтовое прошлое не отпустило его — вскоре подвигами воздушного самурая заинтересовались вчерашние противники, американцы. Историки из США старались как можно точнее восстановить всю картину войны на Тихом океане, и благодаря их энтузиазму о Сабуро Сакаи узнал весь мир. В 1957 году увидела свет книга мемуаров великого летчика, а спустя 10 лет по ее сюжету в Японии был снят художественный фильм. Общаясь с заокеанскими военными историками, ас все время интересовался именем и судьбой человека, который едва не лишил его жизни в памятном бою 7 августа 1942 года. И вот спустя много лет желание Сабуро осуществилось. В 1982 году он приехал в США и лично встретился с Гарольдом Джонсом – тем самым бортстрелком пикирующего бомбардировщика, выпустившим роковую очередь. Старые ветераны обменялись крепким рукопожатием и искренне порадовались тому, что им обоим посчастливилось выжить в той страшной войне. А вскоре между ними завязалась настоящая дружба, которой два бывших авиатора остались верны на всю оставшуюся жизнь.

Сакаи с внуками. 1991 год.
Сакаи с внуками, 1991 год

Сабуро Сакаи и Гарольд Джонс
Сабуро Сакаи и Гарольд Джонс

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники