English, please! Форум Напишите нам Наши друзья


Колин Ходжкинсон – безногий пилот реактивных истребителей

13.02.2018

Колин Джеральд Шоу Ходжкинсон родился 11 февраля 1920 года в поместье Гленкот Хаус, что в графстве Сомерсет. Его отец Джерард был профессиональным игроком в крикет и владельцем бумажной фабрики, а в годы Великой войны стал летчиком-истребителем и сражался в рядах Королевского Летного корпуса. С самого детства в характере Колина проявлялись энергичность и решительность, но вместе с тем и упрямство, и большое своеволие. Поэтому родители подумали, что сыну не помешает привить немного больше дисциплины и определили его в Пенборнский морской колледж. Перспектива службы во флоте казалась юному джентльмену не слишком привлекательной, зато рассказы отца об аэропланах и воздушных боях будоражили воображение, так что по окончании учебы Колин выбрал компромиссный вариант. Он решил стать морским летчиком и поступил в 20-ю школу летной подготовки, которая специализировалась на обучении будущих пилотов палубной авиации.
Колин Ходжкинсон

 

Начало практических тренировок показало, что мичман Ходжкинсон действительно имеет большие способности и быстро осваивает искусство управления крылатой машиной. За короткий срок курсант перешел к самостоятельным полетам и провел в воздухе более 20 часов летного времени, пока 12 мая 1939 года не произошло событие, едва не поставившее точку в жизни Колина. В тот день ему предстояло очень сложное упражнение, имитирующее полет ночью или в условиях плохой видимости. Поднявшись в воздух вместе с инструктором на легком двухместном самолете, курсант должен был закрыть свою кабину непрозрачным колпаком, после чего пролететь по заданному маршруту, ориентируясь только на показания приборов. Для Колина это было первое задание такого рода, и поэтому он испытывал нервозность и некоторый дискомфорт. На его беду, в то же самое время и в том же районе такую же тренировку проходил еще один молодой пилот, Артур Тэйлор, и случилось так, что оба самолета столкнулись на высоте около 200 метров. Происшествие закончилось фатально только для инструктора, летевшего с Колином. Оба курсанта и второй инструктор чудом остались живы после падения, хотя и были ранены. Хуже всего пришлось Колину – обе его ноги оказались настолько сильно травмированы, что врачам в госпитале пришлось ампутировать правую выше колена, а левую – ниже колена для того, чтобы сохранить молодому человеку жизнь. Казалось, что после этого о небе и полетах можно уже забыть.

Двоюродные братья-Теренс и Гай навещают Колина во время его лечения в клинике Арчибальда МакИндо

Двоюродные братья-Теренс и Гай навещают Колина во время его лечения в клинике Арчибальда МакИндо

 

Конечно, поначалу Ходжкинсона охватила тяжелая депрессия из-за полученного увечья, но затем ему дважды повезло. Во-первых, он стал пациентом знаменитого новозеландского пластического хирурга Арчибальда МакИндо, который не только сделал летчику операцию, восстановив сильно обгоревшее при аварии лицо, но и провел для него курс психологической реабилитации при своей клинике. А во-вторых, тогда же Колин познакомился с легендарным Дугласом Бэйдером – военным летчиком, который в 1931 году потерял в авиакатастрофе обе ноги, но вернулся в небо, научившись летать с протезами. Благодаря общению с этими людьми Ходжкинсон снова обрел веру в себя и свои силы, к концу 1940 года уже стал уверенно ходить на протезах, а спустя несколько месяцев подал рапорт с просьбой о возобновлении обучения в авиашколе. В то время Вторая мировая война была уже в самом разгаре, так что желание молодого человека получило одобрение. Безногий курсант снова приступил к тренировкам, а в сентябре 1942 года получил квалификацию и был направлен для прохождения службы в боевую 131-ю истребительную эскадрилью.

Колин Ходжкинсон общается с товарищами по эскадрилье после очередного вылета октябрь 1942 года

Колин Ходжкинсон общается с товарищами по эскадрилье после очередного вылета октябрь 1942 года

 

До конца года Колин, которому товарищи дали прозвище “Хоппи”, совершил всего четыре боевых вылета, зато потом работы у него стало гораздо больше. 9 апреля 1943 года он одержал свою первую воздушную победу, атаковав четыре германских истребителя-бомбардировщика FW-190G, совершивших налет на Брайтон, и сбив один из них над Ла-Маншем. После этого летчик-инвалид получил повышение в звании и перевод в 611-ю истребительную эскадрилью, в составе которой совершал вылеты на прикрытие соединений американских бомбардировщиков, атаковавших цели на территории Франции. В ходе одного из таких заданий 6 августа “Хоппи” сбил еще один вражеский самолет – истребитель FW-190A из германской эскадры “Рихтхофен”. Командир британской эскадрильи Перси Лукас, лично наблюдавший этот эпизод, отозвался о действиях своего подчиненного так: “Это была необыкновенно точная и аккуратная очередь. Ходжкинсон показал в этом бою, что он, несмотря на свою тяжелую инвалидность, может посоперничать мастерством с высококлассными немецкими пилотами.”

В первых числах ноября 1943 года Колин был переведен в 501-ю истребительную эскадрилью, основной задачей которой было ведение разведки над северными районами Голландии и Франции. Но прослужил он там недолго. Уже 10 ноября во время очередного вылета на разведку в кабине летящего на высоте 9 километров “Спитфайра” произошла разгерметизация и вышло из строя кислородное оборудование. Чудом не потеряв сознание, “Хоппи” смог снизиться и совершить вынужденную посадку на вражеской территории, при этом разбив самолет и получив серьезную травму головы. Вовремя подоспевшие к месту аварии немецкие солдаты извлекли летчика из-под обломков и быстро доставили в военный госпиталь Сент-Омер, где Колину сделали несколько операций. После того, как врачи уверились, что жизнь британца уже вне опасности, пленного перевели в офицерский лагерь “Шталаг Люфт III”. За время, проведенное на излечении, Ходжкинсон заметно потерял в весе, полученная им травма оценивалась как достаточно серьезная и требующая длительного периода восстановления, и к тому же, вместо ног у авиатора были протезы. Поэтому немецкая медицинская комиссия вскоре заключила, что Колин вряд ли сможет и впредь нести военную службу. Ввиду этого было принято решение о его репатриации на родину, и спустя 10 месяцев, проведенных в плену, “Хоппи” сел на корабль, доставивший его в нейтральную Швецию, а затем на другом корабле вернулся домой, в Англию.

Колин-в-качестве-тележурналиста-берет-интервью-у-советского-летчика-испытателя-Анатолия-Старикова

Колин в качестве тележурналиста берет интервью у советского летчика испытателя Анатолия Старикова

 

На родине Колина встречали, как героя. После всех пережитых опасностей он спокойно мог бы оставить службу в авиации, благо и война близилась к концу. Но любовь к небу оказалась сильнее, и после короткого периода отдыха и восстановления Ходжкинсон весной 1945 года вновь сел в кабину боевого истребителя. Вскоре в Европе наступил мир, и тогда же благодаря научно-технической революции британские военно-воздушные силы вступили в эпоху реактивных машин. “Хоппи” оказался в числе первых, кто начал осваивать новую технику – в 1946 году он стал пилотировать истребитель “Метеор”, а спустя еще два года поднял в воздух новейший “Вампир”, который мог развивать скорость до 880 км/ч. На этом самолете Колин продолжал летать до середины 50-х годов, пока, наконец, не вышел в отставку. По окончании службы безногий ветеран активно занялся журналистикой, а также политикой, приняв участие в избирательной кампании 1955 года от Консервативной партии. Обнаружив в себе немалый писательский талант, он издал в 1957 году книгу мемуаров под названием “Быть на высоте”, которая пользовалась большим успехом у читателей и выдержала множество переизданий, в том числе и в других странах. Кроме того, унаследованное семейное дело позволило Ходжкинсону жить в достатке до самого конца своих дней.

Реактивный истребитель Вампир на котором летал Колин Ходжкинсон после окончания войны

Реактивный истребитель Вампир на котором летал Колин Ходжкинсон после окончания войны

 

Имя Колина Ходжкинсона не фигурирует в списках асов времен Второй мировой войны, поскольку на его счету всего два сбитых вражеских самолета. Да и сам герой не был склонен подчеркивать свои заслуги. “Бэйдер для бедных” – так он называл себя в шутку, давая интервью журналистам. Но сила духа, подвиг и необычайная судьба этого человека таковы, что память о нем будет жить еще очень долго. Более того, Ходжкинсон является единственным в истории авиации пилотом реактивных истребителей, летавшим с протезами вместо обеих ног, и возможно, другого такого летчика уже не появится. Рассказ об этом отважном покорителе неба можно завершить словами британского историка Марка Хиллера, сказавшего о Колине следующее: “Колин не был асом и не имел высоких наград. Его история – это история выдающейся силы характера и подлинной решимости вернуться в небо после катастрофы, которая иных навсегда приковала бы к земле. Почему он смог? Потому, что желал доказать себе, что в состоянии это сделать. Это было его личное сражение с собственной инвалидностью, которое он выиграл.”

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники