Грэнвилль Рэдмонд – глухой американский художник-импрессионист

Грэнвилль Рэдмонд

Грэнвилль Ричард Сэймур Рэдмонд родился 9 марта 1871 года в городе Филадельфия (штат Пенсильвания) в довольно обеспеченной семье, главой которой был Чарльз Рэдмонд – ветеран Гражданской войны в США. Когда Грэнвиллю было два с половиной года, он серьезно заболел скарлатиной. Выздоровление заняло несколько месяцев, и когда болезнь отступила, оказалось, что мальчик полностью потерял слух. Несмотря на все усилия врачей, глухота стала его вечным спутником. Более того, хотя способности говорить Рэдмонд не утратил, навыками речи он овладевал с огромным трудом и очень медленно, поскольку мир звуков исчез для него в слишком раннем возрасте. Когда отец и мать поняли, что здоровье сына никогда не восстановится полностью, они приняли решение переехать на другой конец страны, в Калифорнию, чтобы Грэнвилль имел возможность выучиться в Калифорнийской школе для глухих в городе Беркли – одном из лучших учебных заведений такого рода в Соединенных Штатах.

Грэнвилль Рэдмонд за работой
Грэнвилль Рэдмонд за работой

 

В возрасте семи лет Рэдмонд поступил в эту школу и окончил ее в 1890 году. Именно в этот период в мальчике и открылся талант художника. Произошло это не в последнюю очередь благодаря двум учителям – Теофиллусу д’Эстрелла и Дугласу Тилдену, тоже глухим. Первый в те годы был уже очень известным фотографом, а второй – подающим большие надежды скульптором. Благодаря их вниманию и помощи Грэнвилль быстро научился рисовать и чувствовать цвет. Так, свою первую картину, в которой уже чувствовались уверенность и мастерство, юный художник написал, когда ему исполнилось 11 лет. Тогда же он определился со своим амплуа пейзажиста – мягкий климат и красивая природа Калифорнийского побережья очень располагали к творчеству на открытом воздухе. Причем, в отличие от многих других собратьев по кисти, Рэдмонд взял за обыкновение не только писать картины на природе от начала и до конца, но и запоминать полученные визуальные впечатления, делать сначала лишь быстрые наброски, а затем заканчивать работу над полотном уже по памяти дома.

Шторм на побережье
Шторм на побережье

 

Успехи молодого человека были настолько заметны, что школьное руководство решило посодействовать ему в дальнейшей карьере. По рекомендации главы школы Уорринга Уилкинсона, совет директоров выделил Грэнвиллю специальную стипендию с тем, чтобы тот мог продолжить обучение в Калифорнийской школе дизайна в Сан-Франциско. И ученик в полной мере оправдал надежды своих наставников – уже через год он получил золотую медаль за одну из своих картин, а еще через два был поощрен стипендией в размере 1200 долларов для того, чтобы продолжить учиться живописи за океаном, в Париже. К тому времени Рэдмонд уже практически сформировал собственный уникальный стиль и даже имел неплохое представление о современном европейском искусстве – одним из его учителей в Сан-Франциско был получивший американское гражданство француз Амиди Жоллин.

Цветы под дубами
Цветы под дубами

 

Попасть из США во Францию было все равно, что оказаться в другом мире, но для Грэнвилля столь резкая смена обстановки не стала таким уж большим шоком. В Париже его ждал прежний наставник из школы Беркли, скульптор Дуглас Тилден, который помог молодому человеку адаптироваться к новому месту. И вскоре Рэдмонд уже начал посещать занятия в знаменитой частной Академии художеств Родольфо Жюлиана. Студенты занимались там по классическим программам, а в числе их преподавателей были весьма именитые живописцы. Так, одним из учителей американца стал мастер монументальных исторических полотен Жан-Поль Лоран. Тонкости искусства постигались быстро, и уже за первых два месяца, проведенных в академии, Грэнвилль получил четыре учебные награды и право срисовывать картины в Лувре. В 1895 году одна из работ Рэдмонда, “Зимнее утро”, была выставлена на Парижском салоне – официальной экспозиции Академии изящных искусств, и для мало кому еще известного художника это было очень большое достижение. Тогда же в его творчестве стало проявляться сильное влияние импрессионизма. Надо сказать, что изначально Грэнвилль тяготел к тонализму, благо тоналистом был один из его калифорнийских учителей, Артур Фрэнк Мэтьюс. В этом направлении живописи очень большое значение придавалось основному тону воздушного пространства пейзажа, который определял цветовое наполнение всей картины. Как и его предшественники, Рэдмонд тоже сознательно ограничил себя в богатстве палитры, но попав под очарование шедевров Камиля Писсарро, изменил свою технику и начал писать, подобно французским импрессионистам – четко выраженными короткими, густыми рельефными мазками.

Зимнее утро
Зимнее утро

 

В 1898 году художник решил, что пришло время вернуться на родину. Имевшиеся у него при себе деньги были почти истрачены, но он уже чувствовал себя состоявшимся, как творческая личность, и горел желанием начать зарабатывать своим искусством. Приехав домой, он стал увлеченно работать над пейзажами, сюжеты для которых находил в различных уголках Калифорнийского побережья, и вскоре о Рэдмонде заговорили, как об одном из самых перспективных американских живописцев. Обзавелся он и семьей. Его избранницей стала Кэрри-Энн Джин, которая тоже была глухой и являлась выпускницей школы для глухих в Иллинойсе. Грэнвилль и Кэрри-Энн сочетались браком в 1899 году и провели вместе много лет, произведя на свет троих детей. Семья не оставалась подолгу на одном месте – в поисках источников вдохновения художник то и дело переезжал то в один, то в другой город штата и его картины неизменно пользовались успехом у ценителей живописи и критиков.

Сейчас это самый утонченный и смелый творец цвета из всех, какие только известны Западу. Грэнвилль Рэдмонд определенно является главным художником Южной Калифорнии.Газета “Лос-Анджелес экзаминер”
Ранняя луна
Ранняя луна

 

В течение 15 лет, начиная с момента возвращения в США, Грэнвилль создал множество картин и участвовал в большом количестве художественных выставок, часто завоевывая на них различные премии и призы. Одним из самых больших почитателей его таланта стал известнейший кинопродюсер и миллионер Уильям Николас Селиг, который постоянно покупал новые работы живописца и со временем собрал богатейшую коллекцию калифорнийских пейзажей. В 1914 году началась Великая война и в результате спрос на произведения искусства резко снизился. Рэдмонд продолжал писать картины, но одновременно и пытался найти для себя новые творческие ниши. Здесь ему помогла дружба с Уильямом Селигом, который познакомил художника с восходящей звездой кинематографа – Чарльзом Спенсером Чаплиным. За очень короткое время Чарльз и Грэнвилль стали близкими друзьями. Чаплин живо интересовался изобразительным искусством и даже обнаружил, что владение языком глухонемых может значительно обогатить арсенал приемов актера немого кино. А Рэдмонд, и до этого хорошо владевший пантомимой, получил возможность попробовать себя на съемочной площадке. Конечно, на главные роли он даже не претендовал, но зато успешно снялся в эпизодических в таких знаменитых фильмах, как “Собачья жизнь”, “Огни большого города”, “Три мушкетера” и “Вы будете удивлены”.

Набережная Малибу, весна
Набережная Малибу, весна
Маковое поле в Калифорнии
Маковое поле в Калифорнии

 

В 20-е годы интерес к изобразительному искусству во всем мире снова стал возрастать и не пошел на спад даже тогда, когда началась Великая депрессия – очередной глобальный экономический кризис. Работы Рэдмонда хорошо продавались, спрос на них был стабильно высок, а с осени 1930 года художнику удалось провести серию больших персональных выставок. К сожалению, этот период его творчества оказался недолгим. В 1933 году Грэнвилль серьезно заболел и 24 мая 1935 года скончался в Лос-Анджелесе в возрасте 64 лет. В историю искусства Грэнвилль Рэдмонд вошел как один из основоположников американского импрессионизма, и по мнению критиков – как лучший пейзажист Калифорнии начала XX века.

Чарли Чаплин общается с Грэнвиллем Рэдмондом на языке глухонемых
Чарли Чаплин общается с Грэнвиллем Рэдмондом на языке глухонемых

 

Иногда мне кажется, что тишина, в которой он живет, создала в нем какое-то чувство, какое-то особенное место для счастья, которого нет у нас. Он пишет уединение так, как никто другой не может его передать, и все же – странный парадокс — его уединение не есть одиночество. Это свой способ единения с природой, я думаю. Чарльз Чаплин, друг Гренвилля Рэдмонда