Безумие и гений Адольфа Вельфли

Психиатрическая клиника Вальдау (1921)

Адольф Вельфли родился 29 февраля 1864 года в швейцарской коммуне Бовиль, находящейся в кантоне Берн. Его семью можно было назвать по любым меркам неблагополучной.

Адольф Вельфли

 

Отец Якоб, работавший каменотесом, постоянно пил и нередко срывал свое недовольство, проявляя агрессию по отношению к жене и детям. Мать будущего художника и литератора была прачкой и получала совсем немного денег за свой труд. Помимо Адольфа, в семье имелось еще шестеро детей, и неудивительно, что жили Вельфли очень бедно. В 1870 году Якоб Вельфли бросил жену и ушел из дома. Вскоре после этого семейство, дошедшее уже до крайней степени нужды, переселилось в коммуну Шангнау, и местная община взяла на себя попечение над новыми соседями. Мать Адольфа серьезно болела и в 1873 году скончалась. Оставшихся сиротами детей расселили по разным фермам, и все семеро стали работать там за жилье и пищу.

Сумасшедший дом Банд Хайн (1910)

 

В течение следующих шести лет Адольф сменил несколько мест жительства и работал в самых разных качествах: пастухом, лесорубом, косарем, разнорабочим. При этом он так и не получил какого-либо систематического глубокого образования, что особенно удивительно с учетом того, какие необычные таланты затем открылись в этом человеке. Когда Вельфли было 18 лет и он работал на одной из ферм в долине Эмменталь, у него возник роман с дочерью хозяев. Девушка отвечала на любовь Адольфа взаимностью, однако ее родители, узнав, что молодые люди собираются пожениться, категорически воспротивились этому. Избранник дочери – не имеющий никаких сбережений сирота — совершенно не соответствовал их представлениям о достойной партии. Скорее всего, именно это крушение надежды на личное семейное счастье и стало отправной точкой начавшегося вскоре расстройства психики. Расстройство выразилось во внезапном проявлении практически неконтролируемого сексуального интереса к девочкам, не достигшим зрелости. В 1890 году Адольф был арестован полицией в первый раз по двум обвинениям в сексуальных домогательствах. И если первой потерпевшей являлась девушка в возрасте 14 лет, в чем нельзя усмотреть ничего особо патологического, то второй не исполнилось еще и шести. В результате Вельфли осудили и приговорили к двум годам лишения свободы, и этот срок он провел в тюрьме Сент-Йохансен в кантоне Берн. После выхода на свободу Адольф направился в столицу и в течение трех лет без нареканий работал там разнорабочим – как и прежде в бедности и одиночестве. А в 1895 году произошел новый срыв. На этот раз объектом сексуальных домогательств стала девочка в возрасте трех с половиной лет. После такого рецидива полиция, наконец, усомнилась во вменяемости преступника и отправила его на психиатрическую экспертизу. Врачи совершенно единодушно диагностировали выраженную шизофрению, после чего Вельфли был освобожден от уголовного наказания, но как лицо, представляющее опасность для общества, помещен в психиатрическую больницу Вальдау. Там он провел всю оставшуюся жизнь, и именно там в этом безумце совершенно внезапно открылись грандиозные таланты.

Остров Формоза в Индийском океане (1914)
Собор Св. Марии. Гигантский виноград (1915)

 

Сознание Адольфа отнюдь не всегда находилось в помраченном состоянии, и хотя он сильно страдал от психозов и галлюцинаций, в остальное время прекрасно понимал, что душевно нездоров. Скорее всего, именно поэтому – в качестве своего рода терапии и компенсации – он начал самостоятельно заниматься искусством. Его первые шаги в живописи относятся к 1899 году, однако ранние работы Вельфли не сохранились. В течение нескольких лет он выполнял карандашные рисунки в основном на обрывках газет, при этом демонстрируя очень неплохую технику для человека, никогда ранее не имевшего отношения к изобразительному искусству. Персонал клиники почти не обращал на это внимания – врачи смотрели на творчество пациента лишь как на заурядное проявление деформации сознания душевнобольного. Все изменилось, когда в 1907 году в Вальдау появился новый высококлассный специалист – очень известный психиатр Вальтер Моргенталер. Вальтер сразу же обратил внимание на необычного больного и понимая, что творчество сказывается на состоянии Вельфли весьма благотворно, стал всячески его поощрять. Он выделил для Адольфа отдельную палату и распорядился снабжать пациента всем необходимым. О том, как работал безумный художник в то время, Моргенталер вспоминал следующее:

Каждый понедельник утром Вeльфли дают новый карандаш и два больших чистых листа газетной бумаги. Через два дня карандаш израсходован; тогда ему нужно обходиться огрызками, которые он сохранил, или тем, что он сможет выпросить у кого-нибудь. Часто он пишет кусками всего пять-семь миллиметров и даже сломанными грифелями, которые ловко держит ногтями. Он тщательно собирает упаковочную бумагу и любую другую бумагу, которую он может получить у охранников и пациентов в его отделении; иначе бумага бы кончилась до следующей ночи воскресенья. На Рождество ему дают коробку цветных карандашей, которой хватает на две или три недели, самое большее.
Адольф Вельфли

 

Благодаря поддержке доктора талант Вельфли быстро раскрылся с необычайной силой. Адольф не только начал делать более масштабные произведения в цвете. В нем проявились еще и немалые способности литератора и композитора. До 1930 года он создал около 25 тысяч различных работ, и не только изобразительных. Из-под пера Вельфли вышло несколько многотомных книг, которые автор сам иллюстрировал и переплетал. Наиболее замечательная из них носила очень длинное название “Из Колыбели в Могилу; Или; Через Работу и Пот, Страдания и Тяжелые Испытания, Даже через Молитву в Проклятие. Множество Путешествий, Приключений, Случайных Бедствий, Преследований и Других Опытов Потерянной Души, Блуждавшей по Земному Шару; или, Слуга Божий без Головы — Более Жалок, Нежели Самый Жалкий из Несчастных”. По сути, это произведение представляло собою вымышленную автобиографию в 9 томах, где действие разворачивается в фантастическом мире. Работая над книгой, Адольф как бы отбрасывал прочь свою реальную трагическую жизнь и заменял ее альтернативной реальностью – яркой, необычной, насыщенной событиями, в которой он мог по-настоящему утвердить себя. Все эти творения оказались полезными не только для самого Вельфли. Доктор Моргенталер, а затем и сменившая его в 1920 году доктор Мария фон Риес получили, наблюдая за пациентом и эволюцией его сознания и способностей, бесценный научный материал. В 1921 году Вальтер опубликовал книгу “Душевнобольной как художник”, и она сразу сделала Адольфа Вельфли знаменитостью. Работы безумного гения стали не только предметом широкого обсуждения, но и выставлялись в библиотеках Берна, Цюриха и Базеля.

Кольцо змеи Св. Адольфа в Индийском океане (1918)
Иисус Христос — царь иудейский (1917)

 

6 ноября 1930 года жизнь Вельфли оборвалась – он скончался в возрасте 66 лет от рака, сожалея о том, что так и не успел завершить очередную книгу. Вскоре после смерти Адольфа ажиотаж вокруг его имени сошел было на нет, но вспыхнул с новой силой по окончании Второй мировой войны. Его картины были включены в экспозиции нескольких музеев искусств, германский композитор Вольфганг Рим написал на стихи Вельфли цикл вокальных произведений, а ряд прозаических и поэтических текстов послужил основой для двух опер, сочиненных австрийцем Георгом Хаасом и датчанином Пером Нергором.

Адольф Вельфли

 

Традиционно работы Адольфа Вельфли относят к направлению “Ар брют”, но при этом они сильно выделяются на фоне произведений большинства представителей этого жанра. Сложность композиций, внутренняя сила, высокое техническое исполнение и в ряде случаев близость к изобразительному искусству древних традиционных культур позволяют назвать эти картины подлинными шедеврами. Достаточно сказать, что на их фоне многие вещи, выполненные представителями так называемого “современного искусства” – людьми вполне здоровыми и порой даже с академическим образованием – смотрятся просто убого. И остается только предполагать, каких вершин мог бы достичь живший в безумном швейцарце гений, сложись его судьба менее трагическим образом.

Долина Кандер в Бернском Оберланде (1926)
Башня Св. Адольфа (1919)