Поездка на автобусе как полет в космос

Михаил Трусов

Михаил Трусов — взрослый человек. Ему 21 год. Он многое умеет: играет на фортепиано и учится играть на гитаре, готовится поступать в университет (рассматривает возможность дистанционного обучения). Но ему жизненно важно, чтобы рядом были только знакомые люди и известные ему предметы. У Миши аутизм. Тем не менее, он любит учиться, отвечать на вопросы… Любит весь мир.

Михаил Трусов
Еще несколько лет назад детям с аутизмом запросто ставился диагноз «шизофрения». И вопрос, возможно ли успешное будущее для таких людей в Беларуси, по сей день остается открытым. Ведь получить среднее образование им чрезвычайно трудно, а поездка в другой рай- он города в общественном транспорте сравнима с полетом в космос.

Cемья Михаила находит спасение и выход в совместных путешествиях: Санкт-Петербург и Москва, Стокгольм и Хельсинки, города Золотого кольца России и Куршская коса в Калининграде. Кроме того, через музыку и чтение Миша познает мир. Больше всего молодой человек любит посещать концерты в филармонии: он любит слушать и симфоническую музыку, и джаз.

— Становление характера Миши проходило непросто, — рассказывает мама Алла Михайловна. — Но он многое смог преодолеть. Сначала мы ходили с ним только по одному и тому же маршруту, проезжали только одну остановку на автобусе. Но постепенно, благодаря долгим пешим прогулкам, совместным поездкам по городу и дальним путешествиям на поезде, автобусе и самолете (на отдых и экскурсии) Миша перестал бояться больших пространств. Этому во многом способствовали его природная наблюдательность и умение ориентироваться. А посещение бассейна, музыкальных занятий, школы научили его ориентироваться не только в пространстве, но и во времени.

Родителям предлагали отдать Мишу в детский сад, где детки отстают в интеллектуальном развитии, но они отказались. До школы родители понемногу обучали сына самостоятельно: папа — счету и чтению, мама читала ему много стихов, слушала с ним музыку. И, конечно же, бабушка, ведь именно ей приходилось ходить на прогулки, водить к врачу, и каждая прогулка становилась нелегким испытанием для обоих.

У Миши получаются потрясающие фотографии. С тех пор, как он научился фотографировать, он не выпускает фотоаппарат из рук. При этом мир он видит по-своему, его взгляд отличен от других. В 2016 г. ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма мы организовали выставку творческих работ Михаила Трусова.

 

— Но постепенно мы меняли маршруты прогулок. Миша начал ходить в бассейн, научился закрывать дверь и самостоятельно доходить до дома бабушки, разогревать себе еду и вообще «хозяйничать» по дому, — продолжает рассказывать мама. — Сейчас уже никто не задумывается, как Миша справится дома один. У него всегда есть расписание, есть чем заняться. По ходу даже можно изменить распорядок дня, однако он чувствует себя увереннее, когда все четко идет по плану. Может сам себе купить газету в киоске. В магазине покупки по списку делает самостоятельно, но расплатиться пока затрудняется, нервничает, может не взять сдачи. Так что есть над чем работать…

И сейчас Миша прекрасно ориентируется в городе, самостоятельно ездит в музыкальную школу и воскресную школу при храме Андрея Первозванного, а также на уроки английского языка… Он даже ведет свой дневник.

Миша пунктуальный и обязательный человек: старается доводить начатое до конца, даже если это вызывает трудности. Упорство, аккуратность, ответственность — его отличительные черты. Ему было очень трудно, например, освоить второй музыкальный инструмент — гитару, потому что расположение пальцев при игре на пианино в корне отличается от гитары. Но он преодолел и эти трудности. Человеку с аутизмом трудно быть усидчивым, но благодаря своему характеру Миша способен долго удерживать произвольное внимание.

— За десять лет занятий музыкой Миша прошел огромный путь по развитию мелкой моторики, координации движений, — отмечает учитель музыки Евгения Шендина. — Учиться петь мы начинали шепотом, а теперь Миша поет в полный голос. Он прошел обучение по программе от под- готовительной группы музыкальной школы до первого курса музучилища. Сейчас у Миши почти идеальное чувство ритма, глубокая музыкальность и эмоциональность, отличный слух и умение слушать: он фиксирует каждую ошибку. Не хватает чисто технических возможностей в беглости, но это Мише и не нужно: по характеру он лирик и романтик, но при этом Бах — один из любимых композиторов! Музыка для Миши — это один из способов самовыражения, как и у всех нас. Во время занятий у него часто «светится» лицо от внутренней радости. Это уже не просто удовольствие, а глубочайшая потребность.

 

Мише нравится выступать на концертах. В 2013 г. он участвовал в областном празднике-конкурсе для людей с инвалидностью и занял первое место — играл «Полонез Огинского». Но после каждого выступления он торопится уйти домой: очень устает от общества людей. И тогда начинает громко декламировать стихи, даже идя по улице. Сейчас он уже научился себя немного контролировать, но далеко не всегда.

— Миша давно самостоятельно, по собственной инициативе, учит стихи. Выбор нам его, правда, не очень понятен. Это — Высоцкий, Окуджава, Бутусов. Наверное, все, что наполнено музыкальным ритмом и гармонией, его привлекает, — говорит мама.

Раньше Миша занимался только тем, что нравится, а теперь выполняет и домашние обязанности, и учебные задачи. Ему было легко выучить названия всех стран мира и столиц, гербов и флагов, футбольных команд, имена их игроков и тренеров, потому что это было интересно. Учеба в общеобразовательной школе давалась нелегко, но благодаря серьезным волевым усилиям он выполнял учебные задания и подходил к этому ответственно, переживая, если что то не получалось.

— Миша учился на дому по программе общеобразовательной школы. Он окончил 11 классов, правда, в школу пошел с 8 лет, — продолжает мама. — Начиная с 7-го класса, мы попробовали ходить в школу эпизодически, с целью адаптации. Но этот опыт оказался неудачным. В классе среди других детей ему «не слышен» учитель. Миша теряется, не может себя организовать, и это продолжается до сих пор. При индивидуальной работе все по-другому. Он усерден, внимателен, сосредоточен. Учитель мог его обнять за плечи, по- гладить по голове, пожать руку. А ведь людям с аутизмом такие близкие контакты даются непросто…

Миша умеет сочувствовать, если кто-то из близких заболел или огорчен. Если бабушка или мама расстроены, то он обязательно обнимет и приласкает их. Для человека с аутизмом это нехарактерно, но Мише «не страшно» обнять и поцеловать родного человека. Основная проблема — говорить вслух с другими людьми: Миша очень старается громко и правильно общаться, но это пока для него сложно.

 

— Миша, ты хочешь иметь семью?
— Моя семья — это мама, бабушка, дедушка, папа…
— А такую семью, где ты будешь мужем, папой, у тебя будет жена?…
(Думает. Потом кивает.)
— Миша, а что ты любишь больше всего?
— Пирожные, музыку и книги.
— Кем ты хочешь стать?
— Библиотекарем. Библиотекари выдают людям книги.

Что такое аутизм? Это некая индивидуальная особенность, иная реальность. А может быть, это просто другой, непонятный нам мир или особое состояние души?.. Беда в том, что вопрос защищенной занятости и трудоустройства таких людей пока остается открытым. На него нет ответа, а хотелось бы, чтоб он все же был.

Юлия ТИХОНОВА, зав. отделением дневного пребывания для инвалидов ГУ «Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска»
Фото из архива семьи и центра