Фестиваль “Синяя птица – инклюзив”: эволюция, проблемы, перспективы. Интервью с Майей Давыдовской.

Одним из самых заметных явлений в инклюзивной культуре Свердловской области стал с недавнего времени фестиваль юных талантов “Синяя птица – инклюзив”. Впервые проведенный в самом начале 2017 года, он не только послужил популяризации и продвижению творчества детских и юношеских инклюзивных коллективов, но и способствовал созданию прочных связей между этими коллективами и профессиональным культурным сообществом. Подробнее об этом фестивале я смог поговорить с главным его идеологом и одной из соорганизаторов, руководителем литературно-драматической частью и специалистом по связям с общественностью муниципального театра балета “Щелкунчик” Майей Давыдовской:

Майа Давыдовская

 

— Насколько мне известно, фестиваль “Синяя птица – инклюзив” проводился уже дважды. Как родилась сама его идея? Почему Вы решили осуществить это как отдельный самостоятельный проект? Я имею в виду, что к тому времени уже проводились фестивали “Inclusive art” с близкой направленностью и можно было попробовать решить поставленные задачи в их рамках.
— Все верно, наш фестиваль проходил два раза – в 2017 году и в самом начале этого года. Мне кажется, проект просто не мог не возникнуть – он напрашивался сам собой. Я работаю в детском театре “Щелкунчик” и спецификой моей деятельности является именно детское творчество. Мне часто доводилось видеть юные таланты среди тех, кто имеет инвалидность. Безо всяких преувеличений талантливых людей. И “Синяя птица – инклюзив” создавался в первую очередь для них. Да, уже существовал “Inclusive art”, и театр “Щелкунчик” даже выступал в качестве одной из площадок для его проведения. Но “Inclusive art” специализирован не только на детском и юношеском инклюзивном творчестве. У нас же верхний возрастной порог для участников фестиваля ограничен 21 годом. А еще нам хотелось реализовать свою идею именно так, как мы себе представляли изначально.

Фото с Гала-концерта фестиваля «Синяя птица — инклюзив»

 

— По сути, Вам нужна была творческая независимость для того, чтобы максимально полно воплотить замысел, не идя ни с кем на вынужденные компромиссы?
— Именно так.

— Но, насколько я представляю, организация подобного фестиваля – дело достаточно затратное. У Вас изначально имелась хорошая финансовая поддержка?
— С этим, как раз, есть проблемы. Впрочем, так можно сказать о большинстве подобных культурных проектов в России, поскольку сфера культуры сама по себе постоянно ощущает дефицит финансирования. К первому фестивалю “Синяя птица – инклюзив” нам удалось привлечь даже больше спонсоров, чем ко второму. А в основном приходится рассчитывать на собственные силы. Большой плюс в том, что базой для проведения фестивалей является театр “Щелкунчик”, поэтому не нужно тратить средства на аренду площадок. Но все равно мы продолжаем изучать разные варианты получения средств, тот же фандрайзинг, например.

Фото с Гала-концерта фестиваля «Синяя птица — инклюзив»

 

— А как обычно осуществляется информационная поддержка фестивалей?
— Тут основную роль играет телеканал “Вести – Урал”, который прилагает действительно много усилий для того, чтобы как можно подробнее освещать нашу работу. Я бы не назвала это информационным партнерством в полном смысле, но получается что-то очень близкое к тому.

— Как эволюционировал фестиваль за время своего существования?
— Скажем так, первый фестиваль “Синяя птица – инклюзив”, прошедший в 2017-м, был своего рода пробой сил. Тогда мы еще пытались понять, в правильном ли направлении движемся. К большой нашей радости, уже в то время в проекте стали принимать участие профессионалы высокого класса – например, Анатолий Марчевский и Светлана Замараева. Благодаря им фестиваль получился еще более “живым” и интересным в творческом плане. Поначалу хотел внести свой личный вклад и Николай Коляда, но к сожалению, большая занятость в дальнейшем не позволила ему осуществить это желание. Ну, а на втором фестивале профессионалов было уже гораздо больше, и к тому же постоянно проводились мастер-классы, шло обучение. И конечный результат уже оказывался практически таким, каким мы видели его в идеале.

Фото с Гала-концерта фестиваля «Синяя птица — инклюзив»

 

— То есть тут получается два параллельных взаимосвязанных пласта: собственно показ работ талантливых коллективов и отдельных ребят, плюс своего рода творческая лаборатория?
— Да, это правильно будет назвать творческой лабораторией. Многие идеи рождаются по ходу репетиций, из этого возникают порой отличные номера. Так, у нас был замечательный опыт совместной работы камерного оркестра “B-A-C-H” с незрячими музыкально одаренными детьми. А сейчас Светлана Клименко из театра музыкальной комедии занимается вокалом с группой ребят, у которых диагностирован ДЦП. Знаете, у нас в стране раньше вообще, судя по всему, не было практики создания вокальных коллективов детей с ДЦП, так что это действительно новаторский опыт.

Что особенно радует – работающие с нами профессионалы подходят к делу серьезно, не делая особых скидок на инвалидность тех, с кем предстоит заниматься. Сейчас очень нужен именно такой подход, чтобы вывести инклюзивное искусство на действительно высокий уровень. Потому что, откровенно говоря, в большинстве случаев в нашей стране оно пока рассматривается как разновидность терапии. В то же время во многих зарубежных странах все обстоит совсем иначе. Например, лично для меня событием, во многом изменившим взгляд на инклюзивное искусство и побудившим в итоге взяться за проект “Синяя птица – инклюзив”, стало знакомство с творчеством одного американского танцора-колясочника. Он однажды выступал у нас в “Щелкунчике”.

Фото с Гала-концерта фестиваля «Синяя птица — инклюзив»

— Я даже практически уверен, что это был Дуэйн Шёнеманн. Мы с ним знакомы.
— Да, это он. Человек совершенно невероятной харизмы, и когда смотришь на то, что он делает на сцене, то думаешь о его инвалидности в самую последнюю очередь. Это действительно высокое искусство, новый культурный продукт. Еще в плане эмоционального напора огромное впечатление на меня произвел театр движения “Лик” из Узбекистана. Так что, можно сказать, это были для нас две очень мощные мотивирующие силы – Дуэйн Шёнеманн и “Лик”.

— Как Вы видите дальнейшую судьбу фестиваля? Насколько я понимаю, он будет ежегодным?
— Должен был быть. Организация каждого такого фестиваля – очень большая работа, которая практически не останавливается. И на данном этапе нам очень сложно укладываться в такой темп и по трудовым затратам, и по финансовым. Так что пока “Синяя птица – инклюзив” будет проводиться один раз в два года. В дальнейшем, возможно, выйдем и на ежегодное проведение.

— Спасибо за приятную беседу. Желаю Вам и Вашим единомышленникам больших творческих успехов.

Фото с Гала-концерта фестиваля «Синяя птица — инклюзив»

 

Михаэль Трауриг
Фото: Татьяна Доукша и Максим Субботин

Материал публикуется в рамках программы информационной поддержки германско-российского проекта “INKuLtur”.