Развитие доступной среды для людей с инвалидностью в учреждениях культуры Екатеринбурга и городов Свердловской области. Интервью с Ольгой Небесной.

Ольга Небесная

Тем, кто серьезно интересуется проблемами людей с инвалидностью, проживающих в нашей области, хорошо известно имя Ольги Небесной. Координатор движения “Доступная среда всем”, активная общественница, она не раз выступала в качестве признанного эксперта по вопросам формирования современной доступной среды.

О том, как обстоят дела с доступной средой в учреждениях культуры Екатеринбурга и других городов области в настоящее время и какая работа была проделана в этом направлении за последние несколько лет, состоялся наш с нею разговор:

— Ольга, я хотел бы побеседовать с Вами о том, насколько доступны на настоящий момент времени для людей с инвалидностью учреждения культуры. Рассмотрим для начала ситуацию в Екатеринбурге, поскольку этот город является “лицом” всей области. И подойдем к вопросу с точки зрения человека с инвалидностью именно как потребителя культурных благ.
— Хорошо. Могу сказать, что за последние годы в этом смысле очень многое изменилось к лучшему. Этот процесс начался с 2011 года, когда была утверждена федеральная программа “Доступная среда”. Наша область подключилась к ней в 2013 году и финансирование шло как из федерального, так и из областного бюджетов. Конечно, имевшиеся средства приходилось “размазывать” между множеством получателей, и все же сейчас видно, что прогресс налицо. Если говорить конкретно про Екатеринбург – мы на каких учреждениях культуры акцент будем делать?

— Поговорим о них в широком смысле, возьмем все типы.
— Тогда давайте выделим для удобства три основные категории: музеи и выставочные галереи, театры, ну и прочие досугово-развлекательные учреждения, включая расположенные во дворцах культуры. В идеале полностью доступными могут считаться те их них, которые могут предоставлять свои услуги в полном объеме людям с любым типом инвалидности.
Начнем с музеев. Сейчас у каждого музея на сайте есть страница, на которой приводится информация по доступности. Так что потенциальный посетитель, имеющий инвалидность, может узнать заранее, насколько ему подойдет тот или иной вариант. В обобщенном виде эта информация есть и на сайте Министерства культуры Свердловской области. Хорошо бы было, конечно, иметь отдельный сайт по доступной среде, дающий информацию по всем значимым городским объектам, но вот такой пока еще не создан.
Степень доступности екатеринбургских музеев неодинакова. Некоторые можно назвать полностью доступными для людей с инвалидностью, а у других с этим проблемы. Последнее относится в основном к музеям и галереям, расположенным в исторических зданиях. Их сложно адаптировать к потребностям людей с инвалидностью, и на проведение соответствующих работ по реконструкции требуются не только разрешения и средства, но и воля. Хотя, в общем-то, бояться тут нечего – в Европе, например, современная доступная среда в исторических зданиях создается замечательно и при этом целостность самого архитектурного памятника не нарушается.

Если перечислять конкретно, то в Литературном квартале полностью доступными можно считать примерно половину музеев, достойная доступная среда сформирована в музее Изобразительных искусств. В 2017 году открылся очень хороший мультимедийный музей “Россия – моя история”. А специалисты из ассоциации “Особые люди” разработали интересный экскурсионный маршрут для людей с инвалидностью, а также создали тактильные карты города для слепых и слабовидящих. Конечно, не везде все так радужно. Очень жаль, например, что замечательный музей археологии имеющим инвалидность доступен слабо. Причем прежде всего это касается колясочников, поскольку их мобильность ограничена и перед ними возникает наибольшее количество проблем.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы достичь еще большего. Туристическая отрасль в области неплохо развивается. Готовится федеральная программа, приглашаются эксперты, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Так что процесс не стоит на месте.

Ольга Небесная с иностранными студентами на семинаре по этике
 

— Давайте теперь перейдем к театрам.
— Из екатеринбургских театров образцовым в плане доступности можно считать ТЮЗ, на мой взгляд. Очень хорошая доступная среда создана в Академическом театре драмы и театре кукол. В театрах оперы и музыкальной комедии человеку с инвалидностью в некоторых ситуациях уже не обойтись без помощи персонала. Театр Коляды можно считать доступным и там есть даже программа для глухих зрителей, но вот с туалетами проблема. Вообще, оценка производится в первую очередь по трем основным зонам: вход, целевая зона и туалеты. Что же касается екатеринбургского цирка, то там только колясочники сталкиваются с определенными неудобствами, но вскоре цирк будет модернизироваться и недостатки устранят.

— Вы не упомянули о весьма мною любимой филармонии.
— Да, точно. Филармония – очень востребованное культурное заведение, но увы, для тех же колясочников она доступна только с помощью персонала. Причем там как-то даже закупили ступенькоходы, но они по сей день стоят без дела. Неудобно и небезопасно. А монтировать специальные подъемники там вряд ли уже будут, поскольку планируется строительство нового здания для филармонии.

— Осталось обсудить культурно-досуговые и развлекательные центры. Я могу предположить, что в наиболее современных, типа “Антея”, больших проблем с доступной средой быть не должно.
— Совершенно верно. Наиболее современные комплексы предоставляют людям с инвалидностью высокий уровень комфорта. А вот старые здания, особенно кинотеатры – нет. Из тех заведений, где создана действительно хорошая доступная среда, могу сходу назвать культурный центр “Урал”, Уральский центр народного искусства. Непосредственно перед тем, как в Екатеринбурге состоялся Первый всемирный конгресс людей с инвалидностью, была приведена к доступности Детская железная дорога. В общем, человеку, имеющему инвалидность, в Екатеринбурге есть куда сходить и культурно отдохнуть, и все не так уж плохо. Но и уровню качества тоже нет предела, поэтому остается очень большое пространство для дальнейшего развития и совершенствования.

 

— А о том, как обстоят дела на периферии, в других городах, Вы можете что-то рассказать?
— В провинции тоже есть подвижки к лучшему, хотя и не везде. В некоторых городах, где есть востребованные туристические объекты, прогресс заметен очень хорошо. Например, в Нижнем Тагиле драматический театр доступен полностью, точно так же, как и центральная библиотека. Имеется транспорт, подходящий для людей с инвалидностью. Большой плюс, что в этом городе имеется сеть трамвайных маршрутов, на которой ходят низкопольные трамваи. В Арамили такие объекты, как парк сказов и “Арамильская слобода” тоже можно считать полностью доступными. Вообще, тема эта большая, важная и интересная. И я в ближайшем будущем планирую посетить несколько городов области и оценить ситуацию с доступной средой. В апреле собираюсь съездить в Каменск-Уральский, затем в Верхотурье.

Михаэль Трауриг
Фотографии: Ольга Небесная

Материал публикуется в рамках программы информационной поддержки германско-российского проекта “INKuLtur”.