Глубина понимания другого человека

На прошлой неделе у нас прошел просветительский семинар «Организация социокультурной инклюзии и социальной занятости в инклюзивном центре труда и творчества для людей с ментальной инвалидностью», организованный при финансовой поддержке филиала Фонда Розы Люксембург в Москве. К нам приехали специалисты социальной сферы из пяти регионов, мы решили взять интервью у некоторых из них и попросить поделиться впечатлениями. Нашими собеседницами стали сотрудницы Талицкого пансионата для престарелых и инвалидов. Ольга, Елена и Светлана работают в этом учреждении воспитателями, а их коллега Наталья – психолог.

— Добрый день, расскажите, пожалуйста, о том, что мотивировало вас приехать на этот семинар и как именно вы узнали об его проведении? Вас пригласили, или это была собственная инициатива?
— О проведении семинара мы узнали из анонса, размещенного в Интернете, и сразу захотели приехать в качестве слушателей. Между нашими организациями уже давно есть прочная связь и мы очень высокого мнения о том, как поставлена работа в “Благом деле”. Главным инициатором поездки у нас стала Елена – три года назад она уже приезжала сюда и проходила обучение, чтобы повысить квалификацию. И в этот раз с самого начала агитировала записаться на семинар.

— Занятия оправдали ваши ожидания? Каковы впечатления от увиденного и услышанного?
— Все очень здорово, нам нравится. Узнали здесь много нового и интересного, и особенно полезно было ознакомиться с работой ваших мастерских.

 

Но ведь у вас в пансионате тоже есть ремесленные мастерские?
— Да, но пока не в таком объеме. Есть швейная, вязальная и столярная мастерские. Недавно бумажная начала работать, но с ней все пока в стартовой стадии. Так что опыт “Благого дела” для нас очень ценен, здесь всегда есть, чему поучиться.

— А что вы можете сказать о занятиях по реабилитации людей с инвалидностью средствами искусства? У вас же это направление поставлено очень хорошо.
— Да, в пансионате действует творческая студия, и есть группа инклюзивного танца. Мы постоянно ездим на разные творческие мероприятия областного уровня и даже выше. По “Inclusive art” помните, наверное. А сотрудничество с вашей организацией в этой области тоже дает нам немало. Например, Елена Гнусарева для нас сделала много полезного. А сейчас мы познакомились ближе с работой студии “ВМесте”, и подход Натальи Машановой показался нам свежим и интересным. Честно говоря, раньше мы и не сталкивались вплотную ни с чем подобным.


 

— Думаете попробовать сделать что-то в том же ключе у себя?
— Да, было бы неплохо поэкспериментировать. А вам, может быть, не помешало бы устроить спортивную секцию. “Благое дело” пока не разрабатывает это направление, а у нас такая действует, и есть инклюзивная волейбольная команда. Результат замечательный. Уделять внимание физической форме людей с инвалидностью не менее важно, чем духовному развитию и прочему.

— Каковы ваши впечатления от теоретических занятий? Я особенно про то, что Бригитта Дек, да и Вера Симакова тоже, подают материал в значительной степени с позиций антропософии. Вы раньше были знакомы с этим направлением?
— Очень поверхностно. В учебных заведениях этого не преподают. Упоминают, конечно, что есть такое, но мимоходом. Так что было интересно побольше узнать об антропософском подходе и сравнить с традиционным. Что привлекает в нем, так это глубина понимания другого человека, на чем делается сильный акцент. Теперь у нас появился хороший мотив ближе познакомиться с антропософией, прочесть работы того же Штайнера или его последователей.

— Большое спасибо вам за приятную беседу, надеемся на дальнейшую встречу!