О том, как изменить стереотипное восприятие людей с инвалидностью
Несколько лет назад (после того как люди с интеллектуальными нарушениями были показаны в различных телевизионных программах), я получила задание создать программу о родительстве. В Швеции очень популярно ходить на курсы по воспитанию детей или решению семейных проблем, и, как обычно, моя телерадиокомпания хотела, чтобы новая программа вписывалась в этот тренд.
Передо мной также была поставлена задача показать людей с инвалидностью, или «предоставить им медиа-пространство» — как было сформулировано в задании. К тому времени я уже устала от всяческих «резерваций» для «иных» людей, меньшинств, тех, кто не вписывается в общее течение, и я сказала своему директору: «Давайте изображать ТОЛЬКО людей с ограничениями. Но делать это без указания на их недостатки. Давайте не будем говорить об ограничениях вообще. Давайте рассказывать о другом, о чем угодно! И давайте сделаем так, чтобы в наших программах не участвовал тот, у кого нет ограничений или опыта проживания вместе с такими людьми».
Но и это еще не все. После того как мы разместили рекламу в социальных сетях и на сайтах различных организаций, поговорили с журналами и сообщили о том, что ищем семьи для съемок в новой телепрограмме, нам нужно было определить, ЗАЧЕМ мы, собственно, ищем семьи с ограничениями, если мы НЕ собираемся рассказывать об этих ограничениях.
Таким образом, я, будучи менеджером проекта «Семья» и человеком, которому пришла в голову эта идея, сформулировала своеобразный «манифест» под названием «Семья — декларация медиа-прав человека». Каждый родитель и каждый ребенок участвуют в этой программе просто потому, что они родители и дети. Биологический родитель/ребенок, приемный родитель/ребенок, молодой родитель/ маленький ребенок, пожилой родитель/взрослый ребенок, будущий родитель или даже воображаемый родитель — на основе чьих-то желаний стать матерью или отцом. Мы будем просто рассказывать истории об удивительной и сложной семейной жизни.
Мы приняли решение снимать только семьи, в которых живут люди с инвалидностью, однако не фокусироваться на ограничениях по следующим причинам:
1. Люди с ограничениями очень мало представлены в СМИ.
2. Если даже они и появляются в СМИ, то почти всегда их ограничение находится в центре внимания.
3. В таких семьях существуют дополнительные трудности и задачи, которые делают родительство еще более интересным.
В начале работы и планирования 12-ти получасовых программ, мы, конечно же, должны были выбрать темы, которые было бы интересно развить. И такими темами стали: любовь, конфликт, кризис, тревога, новое начало, появление ребенка, социальное наследие, отцы и матери, семейные узы, время, освобождение.
Нам оставалось наполнить эти темы историями, войти в контакт с семьями и начать съемки. И еще какие истории! Каждая программа состояла из трех коротких сюжетов с тремя разными углами зрения на одну и ту же тему. Например, программа о рождении ребенка начиналась со встречи с парой — Йоакимом и Даниэлой, которые вот-вот должны были стать родителями своего первого ребенка. Мы провели вместе с ними последние дни беременности, слушали их разговоры о том, кто же этот маленький человечек внутри большого живота, сопровождали их домой из роддома, видели, как папа кормит маленькую дочку по ночам, слушали об их мечтах и сомнениях и видели большую- пребольшую любовь к новому маленькому человеку. (У матери отсутствует зрение, а отец видит очень плохо. Но это не было частью нашего рассказа. Внимательный зритель, вероятно, заметил это ограничение, но сам сюжет о начале длинного и удивительного пути к родительству.)
Следующий сюжет в этой же программе был о Веронике, которая подошла к тому моменту в своей жизни, когда ей нужно решить: хочет она стать матерью или нет. Подходящее ли время для этого? Можно ли все спланировать? И она приходит к выводу, что да, она хочет стать мамой и надеется на то, что это случится. (Вероника зависима от своего инвалидного кресла, благодаря которому она может двигаться и работать. Но вопрос о том, насколько ее ограничение позволит ей стать матерью, не затрагивается в сюжете, потому что он рассказывает о желании стать матерью, размышлениях о самом себе и о создании семьи.)
Третий сюжет — о Беньямине, 17-летнем подростке, у которого 7 младших братьев и сестер. Он считает, что дети тоже должны участвовать в планировании ребенка. Появление еще одного ребенка сказывается на жизни всех членов семьи, и все голоса должны учитываться, считает он. В сюжете мы наблюдаем за тем, как он заботится о своих братьях и сестрах. Беньямин в самом деле считает, что они — лучшее, что есть на земле. И он никогда не чувствует себя одиноким. (У одного из братьев Беньямина есть поведенческое расстройство, но история не о том, каково это — иметь брата с ограничениями. Сюжет рассказывает о большой семье и о правах ребенка как члена этой семьи.) После года напряженной работы у нас было подготовлено 35 коротких сюжетов из 35 разных семей и 12 телевизионных программ. Вот некоторые истории.
МАЛИН
Эта молодая женщина участвовала в программе «Семейные узы» и рассказала о том, как в конце концов ушла из своей родной семьи, где никогда не чувствовала себя как дома. Когда ей было 19 лет, она случайно встретила Камиллу, с которой почувствовала некую связь и которая стала ее «второй» матерью. Во время съемок женщины решили, что Камилла удочерит Малин, чтобы они стали семьей в законном понимании. (У Малин аутизм, но история не об этом. В сюжете мы говорим о поиске и выборе новой семьи и о любви, которая неожиданно появляется, когда у тебя уже не остается надежды.)
ДЖИММИ
Этот 19-летний молодой человек рассказал о том, что он всегда чувствовал себя недостаточно хорошим и терпел неудачи. Это привело к проблемам в школе, с друзьями и семьей. Он также рассказал о своем отце, который никогда не сдавался и старался ему помочь. Сейчас Джимми — молодой отец девочки Эльвиры, и его жизнь обрела новый смысл. Теперь есть что-то более важное, чем он сам. (У Джимми поведенческое расстройство, с котором он живет всю жизнь. Но в центре внимания рассказа — его чувства и переживания от того, что он «не- достаточно хорош». И это чувство знакомо многим людям, в том числе и тем, у кого нет ограничений. Эта история о важности иметь отца, который верит в тебя.)

ЙИН
В программе «Семейные узы» эта 8-летняя девочка рассказывает о своих биологических родителях из Китая и о том, как она представляет их, как будто находясь в утробе матери. Она рисует своих родителей и имитирует их голоса, какими они представляются в ее фантазии, а потом отдает рисунки своей нынешней приемной матери из Швеции. Они вместе рассматривают фотографии из поездки в Китай, когда Йин была еще младенцем и мама отправилась за ней. (У Йин проблемы со слухом, она носит слуховой аппарат и использует для общения смесь жестов и вербального шведского языка. Но мы не говорим об этом в программе, потому что сюжет о том, как маленькая девочка представляет своих родителей из Китая.)
АНТЕ
У Анте двое детей-подростков. Он участвовал в программе «Освобождение» и рассказал о том, как сейчас, будучи отцом, он вспоминает о своем собственном подростковом возрасте, когда он восстал против всех и стал панк-рокером. Он понимает, что его дети должны иметь возможность восстать по-своему, даже если они этого не захотят. (Анте передвигается в инвалидной коляске, но это не является частью истории, ведь она о желании освободиться от родителей, о протесте против происходящего в обществе и о выборе собственного пути.)
Шведская образовательная телерадиокомпания является частью общественного теле- и радиовещания в Швеции и выпускает программы для всех уровней образовательной системы, начиная дошкольным образованием и заканчивая университетом или образованием в течение жизни для взрослых. Оса Тулгравен работает в этой компании более 25 лет и является продюсером и менеджером по проектам.
Оса ТУЛГРАВЕН, шведский журналист и телепродюсер.
Фото UR.
Перевод с английского Татьяны КУПРИЯНЧИК