Когда мы говорим о взрослых людях с интеллектуальными нарушениями, мы нередко подразумеваем «большой ребенок». А ребенок - это тот, о ком нужно заботиться, кого нужно постоянно опекать. Когда в семье подрастает обычный малыш, его права, обязанности, самостоятельность и принятие собственных решений расширяются с каждым годом. Но в ситуациях, когда взрослеет ребенок «особенный», для окружающих он остается маленьким и несмышленым даже тогда, когда его возраст уже перешагнул 30-летний рубеж.
Взрослым людям с нарушением интеллекта часто приписывают полную неспособность позаботиться о себе, принимать решения и нести за них ответственность. В большинстве случаев, таких людей не воспринимают всерьез, поэтому молодые люди с интеллектуальными нарушениями полностью зависимы от окружающих. У них нередко отсутствует вера в свои способности и возможности. Они не знают своих прав и не владеют механизмами защиты своих интересов.
«Кто же я на самом деле: взрослый или еще ребенок? Какие сильные стороны и положительные качества у меня есть? Что я люблю и что мне категорически не нравится? О чем я мечтаю? Что я могу сам, и в каких ситуациях мне нужна помощь? Имею ли я право сказать «нет» тем, кто сильнее, старше и авторитетней меня?» — этому было посвящено первое занятие «Школы самоадвокатов» в рамках нового проекта ОО «БелАПДИиМИ».
Первые учащиеся взрослой школы самостоятельности — молодые люди и девушки с инвалидностью, сотрудники социальной мастерской «Теплый дом» и ПТУП «АртИдея». Каждый из наших взрослых учеников уникален, имеет свой жизненный опыт — позитивный и негативный. Все ребята в группе давно совершеннолетние. Но, пожалуй, никто из них не ощущает себя достаточно взрослым.
На первом занятии мы говорили о том, чем отличаются дети и взрослые, что у них общего, и каковы их права и обязанности. Некоторые вопросы наших ребят очень наглядно иллюстрируют общественное мнение. Когда мы обсуждали право каждого человека на семью — родительскую и собственную (супружескую), прозвучал удивленный вопрос: «А разве инвалиды имеют право иметь семью?». Оказывается, имеют. Как и все остальные люди. И связанные с этим обязанности, и большую ответственность.
Наверное, главное во взрослой школе — дать возможность молодым людям говорить и рассуждать, без страха задавать порой наивные, на чей-то взгляд, но такие взрослые вопросы о жизни. И быть при этом уверенными, что на каждый вопрос можно найти ответ. И не боятся показаться глупым и смешным. А это позволит сделать еще один маленький шажок в настоящую взрослую жизнь.
Каждый из наших ребят-«самоадвокатов» считает себя взрослым. Ну, или почти взрослым. Для большинства из них первый критерий «взрослости» — иметь настоящую работу. Взрослый сам себя обеспечивает. Второй — свой дом, от-дельно от родителей. Взрослый сам планирует свою жизнь.
И третий, самый трепетный — быть не одному, иметь свою семью. Любой взрослый имеет право на личное счастье.
ВЛАДИМИР, 24 ГОДА
Мама рада, что я взрослый, но я больше, как ребенок. Я сам убираю, в магазин хожу. Взрослым быть лучше и интересней. Я машины люблю. Хотел бы очень работать на настоящей автомойке. Я пробовал и старался, но мне сказали, что у меня не получается. Сейчас я учусь быть самоадвокатом — это быть ответственным и знать, как можно самостоятельно жить, как найти работу там, где нравится.
АРТЕМ, 20 ЛЕТ
20 лет — это много. Взрослым быть лучше: они работают, деньги зарабатывают, а дети — они «ай…». Взрослые от детей отличаются поступками, поведением, характером, ответственностью. На «школе самоадвокатов» мы узнаем, как надо вести себя, как свою точку зрения «выставливать», и обязанности. Как делать, если тебя обижают. Ты можешь «дать в лоб». Это неправильно. И тебе потом дадут. И что? В тюрьму? Я в детстве мечтал в армию пойти — в «десантуру», а потом в милиции работать, людей защищать. Но у меня здоровье не позволяет, с инвалидностью в армию не берут. И на работу тоже не хотят, ни на какую пока не берут. Если я найду работу — я построю свой дом и заведу собаку.
Немецкую овчарку. Собаки хорошие друзья. Они не обижа- ют и не смеются, если у тебя что-то не получается.
ВЕРОНИКА, 34 ГОДА
Я стала взрослой, когда стала делать «заказы» (собирать детали для декоративных изделий в социальной мастерской «Теплый дом» — прим. автора). И по дому много люблю делать и умею. Мечтаю, чтобы замуж, чтобы маленькие дети. И чтобы не смеялись надо мной, что я «такая», а замуж хочу. На занятиях в «школе самоадвокатов» нам говорили, что даже если у тебя есть какая-то болезнь или инвалидность, то это не значит, что ты обязан всю жизнь быть один.
Елена БОЙКО, руководитель проекта.
Фото Александры ТИТОВОЙ