Андре Марсель Десуттер родился 31 января 1894 года в Лондоне в семье французских иммигрантов. Его отец Луи Альбер был по профессии часовщиком, пользовался большим уважением как высококлассный профессионал и имел значительный доход с мастерской. Глава семейства серьезно рассчитывал, что дети продолжат прибыльное дело, поэтому всех сыновей учил своему ремеслу. А братьев у Марселя было немало: Луи, Робер, Шарль и Рене. Все они по мере взросления знакомились с тонкостями работы в отцовской мастерской, и все очень рано стали проявлять интерес к самой разной технике, а не только к часовым механизмам.
Начало XX века ознаменовалось рождением нового вида транспорта – аэроплана, а с 1909 года, после легендарного перелета Луи Блерио через Ла-Манш, увлечение самолетами и всем, что было с ними связано, охватило весь мир. Не оставило оно равнодушными и братьев Десуттер. Но если четверо их них интересовались крылатыми машинами исключительно с технической точки зрения, то Марселю хотелось большего. Он желал сам стать пилотом и двигался к своей мечте упорно и целеустремленно. В возрасте 16 лет юноша начал обучаться полетам на аэродроме Хэндон в пригороде Лондона, где размещались ангары компании Луи Блерио. Меньше чем за год Десуттер успешно сдал все теоретические и практические экзамены, и таким образом, стал едва ли не самым молодым среди всех британских авиаторов. Однако по закону лицензию пилота можно было получить только с 18 лет, поэтому обладателем вожделенного сертификата Марсель оказался лишь 27 февраля 1912 года. Под номером 186 он вошел в число первых двухсот официально зарегистрированных летчиков Великобритании.
Разумеется, молодой человек столь выдающихся способностей и отваги не мог не привлечь общего внимания. Десуттер быстро стал одним из любимцев прессы, а различные авиационные фирмы наперебой приглашали его пилотировать созданные ими машины на показательных выступлениях и воздушных гонках. Гонки в те времена выглядели следующим образом: аэропланы по очереди поднимались в воздух, проходили на малой высоте и предельной скорости прямой мерный участок, делали разворот вокруг контрольной вышки и возвращались в исходную точку. Победителем становился тот, кто проделывал весь маршрут за наименьшее количество времени. При этом подобные состязания были крайне опасными, поскольку самолеты тогда представляли собой очень хрупкие конструкции из деревянных реек и полотна, а у пилотов не имелось никаких возможностей и средств для того, чтобы покинуть машину в критической ситуации.
Успехи, продемонстрированные Марселем в гонках и демонстрационных полетах привели к тому, что уже в конце лета 1912 года он был приглашен на фирму “Грэм-Уайт” в качестве летчика-испытателя, и это в возрасте 18 лет! 7 сентября молодой авиатор совершил свой первый полет в этом качестве, подняв в небо самолет “Грэм-Уайт тип 9”, спроектированный инженером Роуландом Дингом. И хотя аппарат не пошел в серийное производство по причине недостаточной мощности мотора, его испытания стали значительной вехой в карьере Десуттера. К зиме того же года Марсель получил приглашение от самого Блерио и занял в его компании должность тест-пилота и инструктора. Казалось, что теперь перед покорителем пятого океана открылись самые блестящие перспективы, но 23 марта 1913 года все едва не закончилось трагедией. В тот день Десуттер производил обычный показательный полет, когда внезапно налетевший порыв сильного бокового ветра резко накренил его аэроплан. Летчик попытался компенсировать опрокидывание, и в этот момент кожаная перчатка соскользнула с ручки управления. Самолет “клюнул носом” и спустя считанные мгновения рухнул на землю. Ни времени, ни высоты для того, чтобы выровнять полет у Марселя просто не было. Конечно, небольшая высота падения спасла ему жизнь, но от удара мотор “Блерио” сорвался с рамы крепления и вошел внутрь корпуса аэроплана, раздробив Десуттеру правую ногу ниже колена.
Травма оказалась настолько серьезной, что врачам пришлось прибегнуть к ампутации. Тем не менее, отважного авиатора это вовсе не повергло в уныние – он был уверен, что скоро снова вернется в небо. Проблема заключалась лишь в одном: использовавшиеся тогда в медицине протезы делались в основном их дерева и кожи, были тяжелыми и довольно неудобными. Управлять самолетом с таким протезом казалось почти нереальным. И тут на помощь Марселю пришел его младший брат Шарль. Будучи самым технически одаренным в семье, он решил изготовить искусственную конечность из совсем нового по тем временам сплава – дюралюминия, разработанного в 1909 году германским ученым Альфредом Вильмом. После предварительных расчетов и прикидок братья взялись за дело. Шарль конструировал протез, а Марсель тестировал каждый новый вариант, внося по ходу свои коррективы и пожелания. Наконец работа завершилась и результат превзошел все ожидания – получившееся изделие намного превосходило удобством и качеством любые имевшиеся на тот момент в мире образцы! Уже летом 1914 года Десуттер вновь стал пилотировать аэропланы, а удачное изобретение младшего брата послужило основой для открытия целого семейного предприятия. Той же осенью в доме номер 73 на Бейкер-стрит открылась фирма “Десуттер бразерс лимитед”, начавшая выпуск дюралюминиевых протезов нового поколения, которые произвели настоящую революцию в протезировании. Начавшаяся мировая война увеличила спрос в разы, и к 1918 году братья (причем уже все пятеро) смогли серьезно расширить производство и дополнить его выпуском собственных моделей хирургической техники, а также пневматических инструментов для обработки изделий из алюминия. Спустя еще шесть лет прежнее здание уже перестало вмещать скопившееся оборудование и все увеличивающийся персонал, и фирма сменила адрес, переехав в Хэндон – к тому самому аэродрому, с которого Марсель начинал свой путь в небо.
Сам же герой, будучи верным своей беспокойной натуре, искал все новые возможности проявить себя. Накопленный капитал позволял идти на риск, и в декабре 1928 года летчик основал в Кройдоне собственную авиастроительную компанию, названную “Десуттер эйркрафт компани”. Разумеется, Марсель не обладал знаниями, достаточными для того, чтобы проектировать самолеты с нуля, но вполне мог вносить улучшения в уже существующие модели. Поэтому он купил лицензию у голландской фирмы “Колховен” и на протяжении четырех лет производил собственные версии легкого пассажирского “Колховен FK-41”, выпустив в общей сложности 41 машину. Эти аэропланы нашли себе применение в качестве учебных, почтовых, прогулочных, а также как воздушное такси. Однако в конце 1932 года основной клиент Десуттера разорился из-за мирового экономического кризиса, и Марсель счел за благо закрыть и собственную фирму. Теперь его заинтересовал новый проект – строительство аэропортов. Как раз в то время летчик познакомился с предпринимателем Моррисом Джекаменом, который видел за гражданской авиацией большие перспективы. Войдя в компанию Джекамена в качестве инженера по аэронавтике и технического менеджера, Марсель проработал в ней до конца своей жизни, приняв активнейшее участие в создании аэропортов Грэйвсэнд и Гэтуик. И если первый просуществовал лишь до 1945 года и использовался в основном военными, то Гэтуику было уготовано великое будущее. Он пережил многие десятилетия и в наши дни является вторым по величине и значимости аэропортом Великобритании после знаменитого лондонского Хитроу.
За 58 лет своей жизни Марсель Десуттер смог проявить себя в самых разных сферах деятельности и оставил в истории очень яркий след. Он был в числе первых, кто бросил вызов воздушной стихии и одним из самых первых авиаторов, вернувшихся в небо после травм, приведших к инвалидности. Став предпринимателем, этот замечательный человек добился заметного успеха в качестве руководителя авиастроительной фирмы и гораздо большего – как проектировщик гражданских аэропортов. Но самым большим достижением Марселя, и конечно, его братьев, стало создание фирмы “Десуттер бразерс лимитед”, продукция которой вывела технологии протезирования на новый уровень и помогла сотням людей, перенесших ампутации. Эта фирма существует и в наши дни. Уже под названием “Десуттер индастриал тулз”, она насчитывает 20 подразделений, поставляет свои изделия в 170 стран мира и обеспечивает работой более чем 1000 сотрудников. За свою вековую историю она значительно расширила спектр своей деятельности и теперь обслуживает многие сферы промышленной инженерии, в том числе в аэрокосмической и автомобильной промышленности. И уже мало кто помнит, что началось все в далеком марте 1913 года с разбитого в аварии аэроплана и искалеченной ноги его пилота.