Если внимательно взглянуть на историю человеческой цивилизации, то несложно убедиться, что одним из самых важных факторов ее развития во все времена было мореплавание. В самом деле, именно благодаря отважным морякам – исследователям, торговцам и военным – люди узнавали больше о планете, на которой жили, открывали для себя новые народы, страны и континенты. Усилиями тех, кто бросал вызов океанским просторам, дотоле разрозненная мозаичная картина мира становилась все более цельной. Их успехи и неудачи делали скромные державы великими, или же приводили могучие королевства и империи к упадку. У каждой морской нации есть свои великие герои, навсегда запечатлевшие свои имена в истории. Некоторые из этих имен и по сей день известны едва ли не каждому образованному человеку, в какой бы части света тот ни жил. Одним из таких героев является британский адмирал сэр Горацио Нельсон – флотоводец, на долгое время сделавший свою страну сильнейшей на планете.
Начало морской карьеры Нельсона вовсе не предвещало грядущей славы. Шестой ребенок в большой семье небогатого священника из английской провинции, юный Горацио не мог рассчитывать на то, что путь ему проложат деньги или связи – таковых у него просто не было. Точно так же не мог он похвастать и крепким здоровьем – невысокого роста, худощавый, легко заболевавший и долго выздоравливавший, Нельсон совсем не производил героическое впечатление. Более того, на протяжении всей своей жизни этот человек, полностью посвятивший себя флотской службе, страдал от морской болезни, и даже будучи адмиралом всегда носил на поясе пакет из парусины, поскольку в открытом море часто не мог совладать с приступами тошноты. Но у Горацио было то, что давало ему огромные преимущества перед очень многими – несокрушимая сила духа, проницательный ум и вера в себя и свою счастливую звезду. Именно это позволило ему пройти полный лишений и опасностей путь от простого юнги до командующего всем британским флотом, выжить в десятках сражений и одержать верх над лучшими флотоводцами стран, бросавших вызов британской короне.
И те же сила духа и вера в себя стали надежной опорой для Нельсона тогда, когда он лишился сначала правого глаза, а затем и правой руки. Не знавший поражений в морских баталиях, герой Британии становился довольно невезучим, когда доходило до сухопутных сражений. В июле 1794 года во время осады французской крепости Кальви на Корсике пушечное ядро, выпущенное противником, ударило в каменную ограду рядом с тем местом, где стоял Горацио. Небольшие осколки камней попали моряку в лицо, и он навсегда потерял зрение на правый глаз. А 15 июля 1797 года в ходе десанта на испанский остров Санта-Крус заряд картечи угодил Нельсону в правую руку. Врачам пришлось ее ампутировать, причем операция прошла неудачно. В результате ошибки хирурга плечевая артерия оказалась пережатой, отчего раненый еще долгое время страдал из-за сильных болей и мог заснуть, только приняв дозу опиума. Лишь повторная операция, проведенная спустя четыре месяца, принесла избавление – воспаление прекратилось и рана, наконец-то, правильно затянулась. Будучи человеком очень эмоциональным, Горацио поначалу тяжело переживал свою инвалидность и думал, что она лишит его возможности продолжать службу во флоте.
Именно на этот период пришелся пик наиболее выдающихся подвигов Нельсона, принесших ему всемирную славу. Как раз тогда Британия вела борьбу против Испании и Франции, причем военным лидером французов был Наполеон Бонапарт – полководец, столь же непобедимый на суше, сколь непобедимым на море был Горацио. Великий корсиканец не только явно мог и намеревался изменить привычный облик континентальной Европы. Он угрожал также и английскому могуществу, и статусу Великобритании, как бесспорного мирового лидера. Можно много рассуждать о том, насколько прогрессивным или нет мог стать тот новый европейский мир, к созданию которого стремился Наполеон. Важно то, что главной силой, вставшей на пути его амбиций, оказался британский военный флот. К началу XIX века большая политика уже давно не мыслилась рамками лишь одного континента, и тот, кто контролировал морские просторы, контролировал и мировую торговлю, и доступ к заокеанским колониям. Поэтому для того, чтобы оспорить британское владычество, французы должны были сокрушить военный флот своего противника.
К несчастью для Наполеона, у англичан был Нельсон. В те времена абсолютное большинство адмиралов придерживалось тактики классических линейных сражений, когда корабли воюющих эскадр двигались параллельными колоннами, осыпая друг друга градом пушечных ядер с близкой дистанции, и порой сходясь для абордажа. Нельсон с присущим ему провидческим гением сломал эту систему, открыв новую страницу в искусстве морского боя. Он смело применял самые разнообразные комбинации маневров, атаковал на пересекающихся курсах, раскалывал строй неприятеля, концентрировал услилия на наиболее важных кораблях и в первую очередь выбивал именно их, деморализуя врага. Это было тем более непросто, что в эпоху парусного флота командиру приходилось учитывать огромное множество самых разных факторов, включая силу и направление ветра, все возможные течения, в том числе влияние приливов и отливов, волнение на море, курсовые углы и многое другое. Точнейший расчет, смелость, склонность к принятию нестандартных решений – вот что обеспечивало Нельсону победы над самыми опытными противниками. И конечно, глубочайшее знание всех тонкостей флотской службы и внимательное отношение ко всем морякам, начиная от офицеров, заканчивая простыми матросами – то, чем не каждый военачальник может похвастаться даже и в наши дни.
Под руководством Нельсона, ставшего за свои выдающиеся заслуги адмиралом и лордом, британский флот одержал много побед. Но три из них сыграли определяющую роль в судьбе королевства и похоронили все надежды и амбиции его соперников. Сражение у мыса Сан-Висенте, сражение в Абукирском заливе и Трафальгарская битва – вот события, благодаря которым Горацио более всего прославил свое имя и получил признание как лучший флотоводец эпохи парусных кораблей. Эти победы позволили Британии еще более ста лет по праву зваться “владычицей морей”. Что же до их главного архитектора, то по иронии судьбы жизнь великого адмирала оборвалась в день его величайшего триумфа. Во время Трафальгарской битвы 21 октября 1805 года пуля, выпущенная одним из французских стрелков с палубы корабля, оказавшегося борт о борт с британским флагманом “Виктори”, попала Нельсону в левое плечо, прошла дальше и пробила легкое. Спустя два часа сэр Горацио скончался, но произошло это уже после того, как он узнал, что его флот одержал верх над французской эскадрой.
С тех пор прошло уже больше двух столетий, но и в наши дни лорд Нельсон почитается в Великобритании как один из величайших героев нации. Его имя не будет забыто и грядущими поколениями. Об этом отважном человеке написаны книги и сняты художественные фильмы, посвященные его деяниям полотна живописцев украшают залы музеев и картинных галерей во многих странах мира. В честь самой важной морской победы адмирала – Трафальгарской битвы – названа главная площадь британской столицы, посреди которой высится 56-метровая колонна, увенчанная статуей флотоводца. Наконец, за прошедшие 200 лет его имя носили шесть боевых кораблей военно-морского флота Великобритании. А парусный линкор “Виктори”, на котором Горацио Нельсон принял свой последний бой, и по сей день можно увидеть и посетить в Портсмуте – легендарный флагман адмирала продолжает жить в качестве корабля-музея.