Возможности и условия для интеграции молодых людей и взрослых с инвалидностью при помощи трудоустройства и занятости в Австрии.
Петер живет со своими родителями в маленьком австрийском городке Ансельфельден. Ему 20 лет и он инвалид с множественными нарушениями. До 18 лет он посещал специальную школу. Петер не может считать, у него нет абсолютно никакого представления о цифрах. Но он очень любит цветы. И вот уже год работает в частном садоводческом хозяйстве. «Я хорошо помню тот момент, когда Петер получил свою первую зарплату, — вспоминает его мать Анна. — Его лицо сияло, и он всем рассказывал, что заработал один миллион евро!»
Петеру очень нравилось в школе, но получив рабочее место, он просто расцвел. Теперь каждый день он ходит на работу, зарабатывает деньги, у него есть коллеги, с которыми он иногда конфликтует — все так же, как у его родителей и старшей сестры. Руководитель фирмы Томас Виндхаген абсолютно убежден в пользе концепции рабочей интеграции людей с инвалидностью на частных предприятиях:
«С тех пор, как Петер пришел к нам, рабочая атмосфера намного улучшилась. Коллеги относятся к нему более внимательно, а заодно и друг к другу. Он всегда веселый, у него сильная мотивация, чем он заражает и других». Петеру надо было многому научиться: быть пунктуальным, брать на себя ответственность, не начинать сразу же ругаться, если что-то не нравится. Сопровождающий сотрудник из «Каритас» подготовил всех работников к новой ситуации, он регулярно посещает предприятие и наблюдает за Петером.
«У нас небольшая фирма, и без поддержки государства мы не рискнулибы начать работать с Петером. Теперьже я вижу, сколько положительногоон привносит в нашу организацию. И яподумываю о том, чтобы попробоватьсоздать дополнительное место дляпроизводственного обучения молодыхлюдей с инвалидностью. Если кому-тонадо больше времени, чтобы окончитьпрофессиональное учебное заведение, это совсем не значит,что он неспособенработать, например, в садоводческом хозяйстве», — подчеркиваетруководитель фирмы г-н Виндхаген.Интеграция не может быть слу-чайной: она зависит от доброй волиотдельных людей, законодательства ифинансовой поддержки государства.В Австрии все правовые и финансовыеусловия приведены в соответствие с законом о равных правах и возможностях.Такой закон может быть основой для интеграции, однако впервую очередь необходимо переосмысление проблемыв обществе. Положительные примеры,такие как трудоустройство Петера, могутмотивировать руководителей фирм.В проектах «Каритас» в центре внимания всегда находится человек с егоспособностями и талантами. С людьми,имеющими какие-либо ограничения,обсуждаются все возможные вариантыинтеграции, их преимущества и не-достатки. У людей есть право решать,где и как они хотели бы работать, и ихпожелания будут услышаны.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «КАРИТАС», ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ЗАНЯТОСТЬ)
Целевой группой являются люди с инвалидностью (умственными, физическими, психическими и/или множественными ограничениями), которые получили обязательное школьное образование и еще не достигли пенсионного возраста. Это люди, которые хотели бы заниматься чем-то полезным, но для них не подходят ни предложения общего рынка труда, ни профессиональная квалификация, ни специально оборудованное безопасное рабочее место. Для таких людей есть следующие возможности деятельности:
• участие в активных группах (клиентам с трудностями в социальной адаптации предоставляются индивидуальное сопровождение, попечение, уход и поддержка),
• занятость в классических мастерских или
• интегративная занятость (мероприятия, проводящиеся объединением, фирмой или учреждением — иными словами, рабочее место, как у Петера).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ
Целевой группой являются люди с ограничениями, которые по причине своей инвалидности не могут пройти обучение на общем рынке труда, но тем не менее при проведении определенных мероприятий могут получить профессиональную квалификацию. Перечисленные ниже мероприятия доступны для людей с инвалидностью сразу после окончания школы.
• Проект «Via Nova», цель которого — посредничество (содействие) в служебных отношениях на общем рынке труда или во время интегрированного обучения. В зависимости от способностей и потребностей клиентам оказывается поддержка во время подготовки к собеседованиям, их учат реагировать на конфликты, брать на себя ответственность, пунктуальности и точности.
• Интегрированное профессиональное обучение: молодые люди с инвалидностью могут пройти профессиональное обучение в различных сферах деятельности (торговля, гастрономия и др.). Время обучения при необходимости продлевается до двух лет. Также у них есть возможность сдать экзамены по определенным разделам учебной программы.
• В техническом центре молодые люди могут получить европейский сертификат, подтверждающий их знание компьютера, а также они могут быть подготовлены по различным техническим профессиям. Особенно важным во всех этих проектах является то, что людям с инвалидностью предоставляется дальнейшее сопровождение после окончания обучения и поддержка во время поиска подходящего рабочего места. При возникновении проблем молодые люди всегда могут обратиться в «Каритас».
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Цель профессиональной интеграции — посредничество (содействие) в служебных отношениях на свободном рынке труда посредством индивидуальной целенаправленной квалификации на будущем рабочем месте. На протяжении трех лет молодые люди с инвалидностью старше 18 лет находятся на попечительстве так называемого IMB-фонда. Интеграция на рынке труда достигается благодаря индивидуальному плану обучения и одновременно работе на предприятии во время подготовительного периода. В это время труд людей с инвалидностью оплачивается биржей труда.
* * *
Все перечисленные примеры работы «Каритас» в Австрии с людьми, имеющими особенности в развитии, показывают, что для успешной интеграции необходимо совершить много маленьких шагов. И самое главное — признать людей с умственными и/или множественными ограничениями полноценными членами общества и дать им возможность определять свою жизнь самостоятельно. Добрая воля всех участников процесса, соответствующая законодательная база и наличие финансовых средств — все это необходимые инструменты на пути к интеграции.
…А Петер? Петер на собственные деньги купил себе новый галстук. Ему хотелось хорошо выглядеть на корпоративном праздновании Рождества, потому что ему очень нравится девушка, которая проходит обучение у них на фирме.
…А мама Петера? Она вне себя от счастья, что у ее сына все хорошо: «Когда он был маленький, я и подумать не могла, что когда-нибудь он найдет настоящее рабочее место в частной фирме. Но он справился!»
…А я? Я работаю в «Каритас» Австрии уже 20 лет. С нашими партнерами в Румынии, Боснии и Герцеговине, Сербии, России и Беларуси я стараюсь как можно больше содействовать интеграции людей с инвалидностью.
Зигрид ШПИНДЕЛЬБЕК, менеджер программ «Каритас» Верхней Австрии
Перевод с немецкого Татьяны ЖУК