Информация на «ясном языке» - это один из кусочков мозаики, которая может помочь людям с умственными ограничениями лучше ориентироваться в различных ситуациях повседневной жизни. Она может упростить их передвижение в «опасной» и сложной реальности и в то же время быть методикой, помогающей учиться новым вещам.
БАРЬЕРЫ
Люди с нарушениями умственного развития должны быть частью общества и жить в нем. Но всегда ли так получается? Почему включение этих людей в общество так проблематично, и какие барьеры встречаются на их пути? Если посмотреть на это немного с другой стороны, чем общепринято, то можно увидеть, что большая часть этих барьеров создается как раз самим обществом. Общество не привыкло встречаться с людьми, имеющими умственные ограничения, в нем до сих пор бытуют предрассудки, оно не знает, как с такими людьми жить рядом и общаться. Ряд ситуаций повседневной жизни представляет сложности для этих людей, а в некоторых случаях и риск: самостоятельное передвижение по городу с частыми изменениями расписания общественного транспорта; совершение покупок в супермаркетах с выгодными предложениями и скидками; решение вопросов в учреждениях или банках. Люди без нарушений интеллекта в таких ситуациях (и многих других) ориентируются благодаря дополнительной информации или собственному опыту, приобретенному и усовершенствованному в течение жизни. Людям же с умственными ограничениями часто (или вообще) недостает этих знаний и опыта. И получается заколдованный круг, когда страх, что человек с ограничениями не справится с конкретной ситуацией, ведет к тому, что эта ситуация ему не предлагается. И человек не может приобрести опыт, а также социальные и коммуникационные навыки. Таким образом, у общества нет необходимости приспосабливаться к людям с умственными ограничениями, встречаться с ними и общаться.
Информация на так называемом «ясном языке» — это один из кусочков мозаики, которая может помочь людям с умственными ограничениями лучше ориентироваться в повседневной жизни.
«ЯСНЫЙ ЯЗЫК»
«Ясный язык» — это термин, который мы используем для концепта с определенными правилами и принципами. Эта методика разработана в Америке, однако сегодня она известна практически во всей Европе. В английском языке используется термин Easy-to-Read, Easy Read, в чешском — «простое чтение» или «простая для понимания информация» («ясный язык» в русском языке — Прим. переводчика) , что является более точным определением, ведь речь идет не только о письме или чтении, но об информации во всех ее видах.
Существует множество правил обработки простой для понимания информации, которые можно разделить на три группы. Правила, касающиеся графического оформления текста, размера и вида шрифта, грамматики и способа использования иллюстраций, пиктограмм или символов. Далее специфицируются правила для страниц в Интернете, видеоклипов или комментариев к видео.
Одним из самых важных (и часто проблематичных) правил для подготовки информации на «ясном языке» является то, что над каждым документом, который должен быть понятен людям с умственными ограничениями, должны работать в том числе и сами эти люди. Тем, кто сталкивается с этим впервые, трудно представить, как должно про- исходить такое сотрудничество. Однако мы знаем из практики, что подобное сотрудничество не только возможно, но и очень полезно. Оно может происходить двумя способами: например, люди с умственными ограничениями работают над текстом или другой информацией с самого начала и совместно решают, что именно будет содержать данная информация и каким образом она будет упорядочена. Во втором случае люди с умственными ограничениями выступают в роли «корректоров». Однако они не делают языковую корректуру, а проверяют «понятность» информации, в том числе картинок и иллюстраций. В своей работе мы чаще используем вторую форму сотрудничества, потому что она более экономна по времени. Однако мы также знаем, что благодаря первой форме сотрудничества можно создать очень качественные тексты и источники информации. Сотрудничество с людьми, имеющими умственные ограничения, одновременно является и основным условием для использования логотипа «ясного языка».
КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ «ЯСНОГО ЯЗЫКА»
Информация на «ясном языке» может быть использована практически везде. В конце концов, такая информация нужна всем нам. Кто из нас хоть раз не вздыхал над письмом из министерства или службы социального обеспечения? Кому из нас понятны «закрученные» и высокопарные формулировки в предвыборных обещаниях политических партий? А есть вообще такие, кто ориентируется в тарифах операторов мобильной связи? К тому же люди с умственными ограничениями — не единственная группа, находящаяся под угрозой барьеров для доступа к информации. Немного другой и намного более многочисленной группой являются пенсионеры, еще одна группа — люди, не владеющие хорошо чешским языком. Модифицированная концепция «ясного языка» была успешно апробирована и для людей с нарушениями слуха.
Одна из важных областей, где люди с умственными ограничениями самостоятельно принимают решения (в том числе и согласно закону), — это социальное обеспечение. Речь идет главным образом о людях с нарушениями умственного развития, но без ограничений дееспособности к совершению правовых действий — они являются полноправными партнерами при под- писании договоров на использование социальных услуг. Согласно закону, одной из обязанностей социальных служб является информирование своих пользователей доступным способом о важных моментах, связанных с предоставлением социальных услуг (содержание услуги, обязанности, определенные в договоре, порядок подачи и рассмотрения жалоб, внутренние правила социальной службы и т.д.).
Образование — еще одна область, где может быть использована информация на «ясном языке». Несколько лет назад общество поддержки людей с умственными ограничениями подготовило несколько методик для этой группы людей. Прежде всего, следует упомянуть методику курсов по приобретению социальных навыков и умений, которая появилась в сотрудничестве с людьми, имеющими умственные ограничения, и где сами эти люди выступают в качестве ассистентов лекторов. На этих курсах все учебные материалы преподносятся не только в интерактивной форме, но и на «ясном языке». Информация на «ясном языке» может также упросить доступ людям с умственными ограничениями к образованию на протяжении всей жизни. Здесь имеются в виду, прежде всего, различные курсы, досуговые, образовательные и культурные мероприятия. В настоящее время они в основном не затрагивают людей с умственными ограничениями, однако иногда совершенно необязательно тратить дополнительные средства, чтобы приспособить эти мероприятия к их нуждам. Наоборот, достаточно немного пересмотреть способ общения и учебные материалы. Например, это возможно на кулинарных курсах, курсах шитья и других видов рукоделия, при проведении экскурсий на выставках и т.д. При этом участие людей с умственными ограничениями в таких мероприятиях вместе с людьми без ограничений может иметь огромное значение для общества в целом. Еще одна область, которая кажется нам очень важной и был бы желателен открытый доступ к ней людям с умственными ограничениями, — это официальные курсы реквалификации и подготовки к трудоустройству.
В некоторых странах существует ряд хороших примеров, как концепция «ясного языка» применяется на практике. Например, в Шотландии местная организация людей с умственными ограничениями Enable сотрудничает с несколькими политическими партиями, которые участвуют в выборах на местном уровне и готовят избирательную про- грамму на «ясном языке». Еще одной важной областью, где также можно использовать информацию на «ясном языке», является здравоохранение. Здесь, в частности, важна информация о болезни и ее лечении. Британское общество Change опубликовало очень интересные в этом смысле брошюры. Они содержат информацию в форме понятных картинок о симптомах отдельных заболеваний, в том числе и тех, которые касаются интимных частей тела или других деликатных тем. Другие материалы, изданные Change, — о смерти и о том, как с ней смириться. Это область, которая до сих остается «табу» и для людей без инвалидности, а для людей с нарушениями умственного развития она является тяжким бременем и часто о ней попросту не говорится. Австрийская организация Atempo (г. Грац) — коммерческая, и для обработки информации на «ясном языке» принимает на работу команду экспертов с умственными ограничениями. Ее клиентами являются социальные службы, государственные учреждения, а также частные субъекты, как, например, банки и страховые компании.
Часто нам приходится отвечать и на такой вопрос: как использовать информацию на «ясном языке» для людей с умственными ограничениями, которые плохо читают либо вообще не умеют читать? В этом случае все зависит от вида информации и общей ситуации, но, как уже было сказано, концепция «ясного языка» касается не только печатной информации. Один из способов обработки информации для людей, не умеющих читать, — это создание инструктивного видео. Однако если речь идет о печатных текстах, то и они также имеют значение для нечитающих людей. Тексты, написанные на «ясном языке» и дополненные иллюстрациями, может кто-то прочесть человеку с умственными ограничениями. И картинки здесь выступают связующим звеном с текстом. Если же речь идет о важном тексте, к которому возвращаются неоднократно (например, общие правила для жильцов дома), — необходимо, чтобы человек с умственными ограничениями слышал каждый раз одно и то же, и теми же словами. Это повышает его способность понимать информацию. Новые информационные технологии, особенно приложения для мобильных телефонов и планшетов, открывают в этой области еще не изученные возможности. Приложение, которое способно прочитать вслух текст из файла или со страницы в Интернете, существует уже сегодня.
Барбора УГЛИРЖОВА, социальный работник, член организации «Общество поддержки людей с умственными ограничениями в Чешской Республике».
Фото из архива организации
«Инклюзия — Чешская республика».
Перевод с чешского
Татьяны КУПРИЯНЧИК