История изучения ментальных заболеваний в эпоху Возрождения

Крайне медленное развитие научной мысли, характерное для Средневековья, сменилось в эпоху Возрождения бурным прогрессом, изменившим лицо Европы и ставшим провозвестником грядущего триумфа европейской цивилизации. Но переход общества на новый качественный уровень не был легким. Рациональному мышлению и творческой свободе приходилось утверждать себя на фоне все еще господствовавшего массового религиозного сознания, и это порождало тяжелые кризисы и острые конфликты. Разумеется, происходившие перемены затронули как медицину, в том числе изучавшую психические расстройства, так и людей, страдавших ментальными заболеваниями.

Эпоха Возрождения стала тем периодом европейской истории, когда жизнь общества обрела новое качество благодаря торжеству поистине революционных идей, приведших к мощному развитию искусства и науки. По сути, это была реставрация античных идеалов, пусть и на сильно изменившейся культурной почве. Сначала в государствах Италии, а затем почти во всех остальных странах Европы начался явственный отход от диктата религии и разворот к светскому гуманизму. И подлинными символами той эпохи стали два величайших гения, по праву считавшихся воплощениями образа совершенного во всех отношениях человека и одновременно бывших как выдающимися учеными, так и непревзойденными художниками – Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Разумеется, наряду с прочими науками в то время быстро развивалась и медицина. Еще в XIV веке европейцы заново открыли для себя многие трактаты античных авторов и тем значительно обогатили багаж своих знаний, а уже в следующем столетии пришло понимание того, что наука эллинов и римлян не всеохватна и не дает исчерпывающих ответов на очень многие вопросы. Поэтому новое поколение ученых уже не ограничивалось буквальным следованием древним трактатам, а само стремилось к новым открытиям, расширяя горизонты познания. Вместе с тем, как это обычно и бывает, быстрая трансформация общества порождала и многие негативные явления. Религиозные войны становились все более частыми, а теряющая влияние церковь использовала даже самые неблаговидные средства для сохранения своей власти и авторитета. Так, именно в конце XV века был написан печально известный трактат “Молот ведьм” – инструкция по изобличению и искоренению “колдунов” и тех, кто сознательно предается “нечистой силе”. Эта и подобные ей книги, а также ряд постановлений церковных иерархов дали старт настоящему разгулу преследований, жертвами которых стали многие сотни людей. И конечно, среди безвинно погибших было очень много тех, кто страдал ментальными нарушениями. Навязчивые галлюцинации, депрессивные и параноидальные состояния, эпилептические припадки, которыми мог страдать тот или иной человек – все это становилось достаточным для обвинителей свидетельством одержимости демоническими силами и поводом для вынесения смертного приговора. Особенно это касалось провинциальных областей, где образованных людей было меньше и любые суеверия получали благодатную почву, а также тех земель, где практически вся полнота власти была сосредоточена в руках церковных иерархов и епископы выступали одновременно в роли светских князей.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм (Парацельс)

К счастью, среди просвещенных людей находилось немало тех, кто решительно выступал против подобного мракобесия религиозных фанатиков. Так, знаменитый швейцарский врач первой половины XVI века и реформатор медицинской науки Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм, известный всему миру под прозвищем Парацельс, говорил следующее:

“Есть люди, утверждающие, что они умеют заклинать чертей; но надо думать, что они имели дело с возбужденно-помешанными, которые успокаивались сами собой. Практически гораздо важней лечить душевнобольных, нежели изгонять бесов, ибо помешанные – это больные люди, и, кроме того, наши братья, а потому следует относиться к ним сочувственно и мягко. Ведь может случиться, что нас самих или наших близких постигнет такая же злая судьба.»

Йоханнес Вейер

Еще одним известным медиком, последовательно выступавшим в защиту душевнобольных, был голландец Йоханнес Вейер. В своей книге “Об обманах демонов” он обличал тех, кто преследовал “колдунов” и “одержимых”, невзирая на риск самому быть обвиненным в ереси. Опираясь на собственный опыт, Вейер развенчивал многие суеверия и пытался находить рациональные объяснения. Например, он писал:

«Будучи 13 лет медиком, слышал я самые разнообразные толки о ведьмах, но наиболее правдоподобным казалось мне всегда, что все эти ведьмы, даже если мы допустим у них наличие злой воли, никому не в состоянии вредить… У них больная фантазия, они страдают меланхолией, поэтому им начинает казаться, что они натворили множество разных бед.»

При этом стоит заметить, что сам Йоханнес пусть и был ученым, но все же верил в существование демонических сил, а его знаменитый учитель германский врач Хайнрих Корнелиус фон Неттесхайм по прозвищу Агриппа имел стойкую репутацию колдуна и чернокнижника, и даже арестовывался по обвинению в ереси и сделке с самим Дьяволом, но все же был отпущен на свободу ввиду недостатка доказательств.

Хуан Луис Вивес

Что же касается собственно изучения и лечения душевных недугов, то одним из основоположников нового подхода здесь стал испанский психолог и педагог еврейского происхождения Хуан Луис Вивес. В 1538 году он написал трактат “О душе и жизни”, в котором утверждал необходимость изучения свойств и проявлений души посредством наблюдения и эксперимента. Тем самым Вивес открыл дорогу научной материалистической психологии. Он четко проводил грань между врожденными и приобретенными расстройствами, не считая последние чем-то неизлечимым, и в своем труде говорил:

“Надо в первую очередь заботиться о том, чтобы человек был здоров и ум его оставался ясным. Большая радость, если нам удается вернуть в здоровое состояние помутившийся разум нашего ближнего. Поэтому, когда в больницу приведут умалишенного, нужно прежде всего обсудить, не является ли это состояние чем-то от природы свойственным этому человеку, а если нет, то в силу какого несчастного случая оно образовалось, и есть ли надежда на выздоровление? Когда положение безнадежно, надо позаботиться о соответствующем содержании больного, чтобы не увеличивать и не углублять несчастья, что всегда случается, если душевнобольных, и без того озлобленных, подвергают насмешкам или дурно обращаются с ними. С каждым больным надо обращаться соответствующим образом. С одним – мягко, любезно и вежливо, другого – полезно обучить и просветить; но есть и такие, для которых необходимы наказания и даже тюрьма. Однако такого рода крайними мерами следует пользоваться осмотрительно. Вообще же надо сделать все возможное, чтобы вернуть успокоение и ясность помраченному духу.»

Феликс Платер

На протяжении XVI века очень многие ученые люди, особенно в Италии, продолжали развивать научный подход к исследованию душевных расстройств и все чаще приходили к выводу, что психические болезни – это не результат действия неких демонических сил, а следствие нарушений функций мозга. Такие врачи, как Бенедетто Веттори, Франсуа Валериола и Джироламо Меркуриали оставили ряд подробнейших наблюдений и описаний симптоматики различных психических заболеваний, что позволило в дальнейшем создать медицинскую классификацию этих недугов.
Автором первой такой классификации стал профессор Базельского университета, швейцарский медик Феликс Платер. Автор множества научных трудов и великолепный практик, он выделил 23 вида ментальных заболеваний, подразделив их на четыре группы. Кроме того, Платер широко применял анатомо-клинический метод изучения психических расстройств и впервые выявил целый ряд болезней, на которые его предшественники не обратили внимания — например, неврозы навязчивых состояний. Исследования этого замечательного врача открыли новую главу в истории изучения ментальных нарушений.