Посередине между предметным и беспредметным искусством

Наталия Хохонова

Одним из ведущих специалистов нашего нового проекта Школа мастерства “От модерна к русскому авангарду”, выигравшего в ноябре грант Президента РФ, стала известная художница из Екатеринбурга, член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников Наталья Хохонова.

Инженер-механик по первому образованию, она окончила в дальнейшем художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного социально-педагогического института и стала заниматься активной творческой деятельностью. Ее работы, не раз экспонировавшиеся на российских и зарубежных выставках, находятся в том числе в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств г. Екатеринбург, музея НТМК, Музея развития дизайна г. Екатеринбург.

О своем включении в проект Наталья рассказала следующее:

“Поработать над проектом  “От модерна к русскому авангарду” меня пригласила руководитель “Благого дела” Вера Симакова. Она уже имела представление о моем творчестве и сфере деятельности, тем более что я хорошо знакома с Олегом Колпащиковым и участвовала в нескольких проектах его организации. Тема авангарда мне очень близка – я прониклась ею еще будучи студенткой. Дело в том, что в свое время в Нижнем Тагиле работало несколько очень сильных художников из Ленинграда, которые оказали мощное влияние на местную школу изобразительного искусства. И благодаря этому беспредметная живопись получила в этом городе развитие и обрела признание.

Одна из работ Натальи Хохоновой — Рыба.

На фишках этого домино с помощью азбуки Брайля написано слово «рыба». В обычном домино комбинация под таким названием означает невозможность продолжить игру, но здесь другие правила, игра продолжается, в нее вовлекаются новые участники. Размер маленькой рыбы не выходит за границы 80х80 см — это предельный размер изображения, доступного для тактильного «считывания», поэтому эта скульптуру могут тактильно «увидеть» и незрячие люди. Черные отверстия в большом домино как напоминание о том, что существует мир, который невозможно увидеть с помощью обычного зрения.

Работа получила премию фестиваля современной скульптуры из металлолома ЛОМ (Екатеринбург, 2015) в номинации «Лучшее произведение актуального искусства из металлолома».

Мой собственный стиль можно назвать синтетическим, находящимся где-то посредине между предметным и беспредметным искусством. Кроме того, на меня всегда производили впечатление и то влияние, которое оказал русский авангард на развитие отечественной и мировой культуры, и философия этого направления. Тут я имею в виду в первую очередь так называемый “космизм”, провозглашающий сомасштабность человека вселенским процессам.

Супрематический Микки-Маус 2010 (холст акрил 79,5 х 79,5, холст акрил 53х53, холст акрил 53х53). Автор: Наталия Хохонова

В проекте “От модерна к русскому авангарду” я участвую в качестве художника-экспозиционера и дизайнера выставок. С общей идеей ознакомилась еще осенью, а сейчас работа идет уже более конкретно. На сегодняшний день я вижу основной задачей разработать арт-объекты, которые потом будут сделаны ребятами из “Благого дела”. И в совокупности эти работы должны выглядеть не как несвязанные друг с другом отдельные произведения, но как цельное концептуальное художественное высказывание.”

Проект «Vivo». Автор: Наталия Хохонова.

Гипсовые отливки в форме уха разместились вокруг уже существовавшей скульптуры скрипачки. Сочетание разноформатных объектов – традиционной парковой скульптуры советских времен и гипертрофированных по размеру ушей, которые как будто вырастают из-под земли, создало возможности нового прочтения для гипсовой фигуры из прошлого. Это напоминание о том, что любая, даже давно забытая музыка может быть услышана. Некоторая парадоксальность ситуации не покушается на ready-made объект, а наоборот – вызывает его из забвения и дает ему возможность новой жизни в искусстве: гипсовая девушка-скрипачка снова обретает слушателей и зрителей.

Работа получила первую премию Рublic Аrt на фестивале современной культуры «Арт Овраг» в г. Выкса 2013.

«Концепция работы проста, не опасна, но романтична и даже образовательна», — Майк Хентц, художник, преподаватель, член совета RAVT, член жюри премии Паблик Арт.

Еще больше работ Наталии Хохоновой можно увидеть на ее официальном сайте hohonova.com/