Доступный формат создаём вместе: мастер-классы для студентов

19 февраля на площадках Музея истории Екатеринбурга состоялись первые воркшопы для студентов педагогического университета по проекту «Доступный формат создаём вместе!», который мы реализуем совместно с Филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в РФ. В формате интерактивного практикума сотрудники музея познакомили студентов с экспозициями музея. В дальнейшем студентам предстоит работа по созданию экскурсий, доступных и понятных людям с ментальными особенностями.

Чтобы привлечь людей с ментальной инвалидностью в музей, надо разработать для них доступные программы, а для этого сначала самим изучить, что предлагает музей своим посетителям. Так как апробация разработанных программ нашими «экспертами» с ментальной инвалидностью будет проходить только в июне, пришлось отказаться от временных выставок. В итоге выбор пал на постоянную экспозицию, посвящённую строительству города-завода Екатеринбурга и экспозицию музея Водонапорной башни.

Музей истории Екатеринбурга

Не скроем, что у музейных работников возникли сомнения, насколько история может быть интересна и доступна для людей  с ментальными особенностями. Ведь, по словам заместителя директора по развитию Оксаны Мокеевой, история – это та же математика, только в гуманитарной сфере. В ней важны причинно-следственные связи, которые сложно воспринимаются нашей целевой группой.

Башня. Консультации с экскурсоводом

Поэтому в качестве альтернативной возможности решили использовать ещё и интерактивное краеведческое занятие «Тайны старого сундука», чтобы проверить и проанализировать разные варианты маршрутов.

Воркшоп был практическим и интересным. Оказалось, например, что башня выполняла не только противопожарные функции. В послевоенные годы в ней жили люди, и, надев наушники, можно послушать воспоминания этих людей и их потомков.

Башня. Услышать воспоминания

Стеклянный пол второго этажа позволяет увидеть металлическую чашу башни, которая раньше была резервуаром для хранения воды. А на магнитной доске можно собрать интерьер квартиры первого этажа.

Внутри водонапорной башни. Стеклянный пол
Интерактивная комната на магнитной доске

Некоторых студентов поразило соединение исторических артефактов и современных мультимедийных средств в исторической экспозиции. Можно самому почувствовать вес старинного молота, а можно полистать электронную книгу, на экране которой всплывают старые и новые фотографии и планы города.

Определяем вес молота

Также экскурсоводы показали и рассказали, какие тайны хранит старый сундук. Все предметы можно было потрогать руками и подробно рассмотреть.

Тот самый сундук
Интерактивное занятие Тайны старого сундука

В беседе с сотрудниками музея участники узнали о потребностях и опыте музея в приёме инклюзивных групп и отдельных групп людей с инвалидностью. Разговор показал, что музейные работники более активно сотрудничают со слабовидящими и незрячими людьми, а небольшой опыт организации экскурсий для людей с ментальной инвалидностью есть только у одного из сотрудников площадки водонапорной башни.

Электронная книга. Связь истории и современности

Во время посещения музеев у каждого участника была своя задача: фотограф, пресса, зарисовщик маршрута, эксперт по зонам риска, ответственный за фиксацию информации и т.п. Собранный материал впоследствии поможет в адаптации экскурсий, создании социальной истории для сайта, визуальных чек-листов и карт ощущений, разработке интерактивных заданий. 

У каждого в группе свои задачи