«Здравствуй, бабушка. Я живу хорошо, работаю в мастерской шерсти»

Андрей и Ваня Калинины — братья с похожими особенностями в развитии, у них расстройства аутистического спектра. Но при этом Андрею многое дается проще, он активнее и общительнее. Все потому, что Андрей гораздо раньше включился в общественную жизнь. О том, почему мы так думаем — читайте в нашей статье.

Ваня старший, ему 33, а Андрею 25. Но, если судить по готовности взаимодействовать с внешним миром и проявлять инициативу в нем, Андрей гораздо старше психологически. Ваня медленнее учится и совсем не смотрит в глаза, у него ярко выражена эхолалия. Так называют желание повторять услышанные фразы. Например, Ваня часто цитирует русские сериалы про полицейских или франшизу «Пираты Карибского моря». А еще он любит раскраски и исполнять песни из советских мультфильмов, особенно «Бременских музыкантов», но только дома, а в «Благом деле» он не поет совсем.

Ваня

Андрей же, напротив, интересуется всем: и пением, и танцами, и рисованием. Дома он часто сидит за рабочим столом: «Очень любит писать», — говорит мама братьев Ирина Валентиновна. И, хотя, большая часть текстов существует только на собственном языке Андрея, он пишет и на русском. Например, письма с таким текстом: «Здравствуй, бабушка. Я Андрей. Живу хорошо, работаю в мастерской шерсти…».

Андрей

«Многое непонятно, конечно, но он все равно пишет, мы отправляли эти письма, и бабушка очень радовалась», — добавляет Ирина Валентиновна. Руководительница мастерской шерсти и фетра, в которой работают Ваня и Андрей добавляет, что даже на перерывах младший брат что-нибудь печатает в своем телефоне.

«Ему толком не дали походить ни школу, ни в садик»

Юноши работают в мастерской, где занимаются изготовлением варежек, тапочек, елочных шаров, мягких живописных полотен и многого другого. Для работы с шерстью, этим нежным материалом необходимо терпение и умение вовремя остановиться. У Андрея многое очень хорошо получается — он освоил все операции и получает зарплату как мастер. Ваня же еще находится в режиме реабилитации и только учится доводить начатое до конца, но и в его работе есть прогресс.

«Андрюша раньше пошел в школу, в то время как Ваня долго сидел дома. Ему толком не дали походить ни в школу, ни в садик. Тогда не брали «необучаемых», и мы ждали места в санаторном садике, ходили заниматься куда пускали. Но редких занятий, конечно, не хватало. Вот и получилось, что мы упустили самый активный для детей момент социализации».

 Мама Андрея и Вани Ирина Владимировна

Когда Ване исполнилось 23 года, он пошел в театральную студию к Вере Симаковой. Именно из нее впоследствии и родилось «Благое дело», в котором юноша сначала работал керамистом, а после перешел в мастерскую шерсти и фетра. В это время Ваня постепенно открывался миру, начал отвечать на вопросы, реагировать на окружающих.

Андрей же попал в нашу организацию в более раннем возрасте, сразу после школы, в 16 лет. Он был одним из самых молодых ребят в коллективе и быстро адаптировался. Сейчас Андрей чувствует себя комфортно среди людей, сам проявляет желание и интерес в творчестве.

Помощь и ответственность

«Ребята помогали мне и до «Благого дела», но сейчас стали гораздо больше. Особенно после занятий на проекте сопровождаемого проживания, где их многому научили. Сейчас я прошу их помочь с приготовлением пищи: почистить овощи, порезать салат. Они могут сами дойти до остановки, откуда автобус их забирает на работу. Это очень облегчает мою жизнь», — говорит мама Вани и Андрея.

Юноши стали не только более самостоятельными, но и ответственными. Их помощь необходима при изготовлении заказов в мастерских, они никогда не откажут, если их попросить о чем-то. Недавно в «Благом деле» снова начала работу театральная студия, куда братья ходят вдвоем. И, если Андрей привык посещать почти все творческие активности организации, для Вани это серьезный шаг вперед.

«Важно, что они не сидят дома, а общаются с людьми и заняты трудом. Когда ребенок, пусть и уже взрослый, сидит дома — это тяжело и для родителей, и для самих детей, ведь получается, что они не видят ничего кроме телевизора».

 Мама Андрея и Вани Ирина Владимировна

История братьев – яркое доказательство необходимости существования организаций, занимающихся жизнеустройством людей с инвалидностью. Мы работаем для того, чтобы помогать родителям, показывать, что их дети созданы для работы, общения и творческой жизни, — это три столпа, благодаря которым любой человек будет чувствовать себя лучше. И неважно, есть у него «особый диагноз» или нет.

Работу и занятия с Ваней и Андреем поддерживает Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», в рамках социального проекта «От детства к зрелости. Сопровождение взросления».

Текст Екатерины Юрковой