Рыцарь без любви – это рыцарь без души

23 августа в НКО «Благое дело» спектаклем завершилась III Инклюзивная театральная лаборатория «Увидеть ценность каждого». За пять дней ее участники погрузились в историю Дон Кихота, прошли адаптированные для людей с ментальной инвалидностью тренинги, создали декорации и костюмы, а также вместе сочинили сюжет итоговой постановки.

На протяжении всей лаборатории шли командообразующие игры, знакомство с сюжетом и героями истории о Дон Кихоте, в перерывах между подвижными играми участники создавали реквизит спектакля: маски и щиты. Ежедневно постановочная команда проводила занятия и беседы, в процессе которых рождались части постановки. Так, в пластическом тренинге участники освоили движения персонажей, а во время разговора о любви и долге придумали концовку спектакля.

Театральное шествие перед спектаклем. Фото Татьяны Доукши

Непростую интеллектуальную работу разбавляли прогулки, во время которых нейроотличные участники не только могли сбросить напряжение, но и подробнее поговорить об атмосфере Верх-Нейвинского поселка, ведь именно ее нужно было передать в одной из частей спектакля.

По сюжету, оруженосец Дон Кихота Санчо Панса привозит рыцаря печального образа на необитаемый остров, где опечаленный людскими насмешками рыцарь собирается умереть. Но остров оказывается обитаем, и навстречу Дон Кихоту выходят туземцы. Он узнает, что местные жители не умеют мечтать, и, желая подарить им стремление к высокому, посвящает их в рыцари и прекрасные дамы. А после встречает Дульсинею, которая вовсе не спешит отправится в путь с главным героем. Интригой постановки стал именно выбор девушки: пойти вслед за любимым или остаться в родном поселке.

Спектакль. Фото Татьяны Доукши


«Задачей первых лабораторий было передать нейроотличным актерам опыт профессионалов мира театра, сейчас же получилась равноправная коллаборация. Ребята включались в создание сюжета, предлагали новых персонажей, кто-то даже сам подобрал для своей роли слова. Важно, что на итоговой беседе почти никто в качестве главного события лаборатории не назвал только сам спектакль. Говорили о тренингах и походах, о работе с масками и образами. Это значит, что у нас получилось создать совместные счастливые воспоминания и вырасти в качестве творцов. В этом смысле эффект от лаборатории будет большим, чем если бы главной задачей было только создание постановки».

Руководитель студии «Искреннее искусство» и куратор лаборатории Екатерина Юркова

«Мне кажется, что в лабораторной работе этого года мы взяли новый виток — ставили актерам профессиональные задачи, дали усложненный сюжет. И не просели визуально — работать с масками гораздо сложнее, чем с рыцарскими щитами в прошлом году. Маска предполагает большую пластическую работу, и ребята были к этому готовы. Они отлично сработали».

Режиссер лаборатории Ирина Лядова


Представление началось с шествия по улицам Верх-Нейвинского поселка и запуска воздушных змеев, в котором к героям показа присоединились и местные жители. Вместе с карнавалом они пришли во двор Центра инклюзивной культуры «Благого дела», где и увидели подготовленный на лаборатории спектакль.

Фото Татьяны Доукши

 В лаборатории участвовали актеры театральных студий «Благого дела» «Искреннее искусство» и «Балаганчик», социальные педагоги организации, а также волонтеры из Екатеринбурга: режиссеры, художники, актеры и музыканты. Третий год подряд куратором лаборатории выступает руководитель студии «Искреннее искусство» Екатерина Юркова, а режиссером — руководитель Театральной платформы Музея истории Екатеринбурга и основательница Открытого студийного театра Ирина Лядова. Художественное оформление второй год создает екатеринбургская художница и поэтесса Мила Орлова.

Фото Олега Федчука

 III Инклюзивная театральная лаборатория «Увидеть ценность каждого» состоялась благодаря поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и Благотворительного фонда «Линия Добра «Линлайн»».