Фестиваль «Inclusive Art». Подводим итоги.

С 21 по 23 ноября в Екатеринбурге прошел III международный фестиваль инклюзивного искусства “Inclusive art”. Организованный при непосредственной поддержке Министерства культуры и Министерства социальной политики Свердловской области, он был призван продемонстрировать возможности инклюзивного взаимодействия в сфере искусства и дать хорошую возможность заявить о себе множеству творческих людей, имеющих инвалидность. Всего в нем приняло участие 114 коллективов в составе 720 исполнителей из 10 стран, включая дальнее зарубежье. В том числе 52 коллектива выступили в финальной части, состоявшейся в областном Дворце народного творчества. И теперь, спустя некоторое время, хотелось бы немного оглянуться назад и попробовать дать событию должную оценку.

[knd_image_section title=»Достоинство человека в творчестве» img=»10293″ text_place=»ontop» /]

Разумеется, сравнивать можно пока лишь с двумя предыдущими фестивалями. И совершенно очевидно, что изменилось многое, причем что-то хорошее появилось, но что-то не менее хорошее ушло. Интерес к инклюзивному искусству определенно возрос, что четко видно даже по количеству заявившихся на фестиваль участников и количеству новых имен, о которых смог узнать заинтересованный зритель. Тому есть ряд объективных причин: и успех предыдущих подобных мероприятий; и быстрое преодоление “информационного вакуума”, в котором ранее пребывали творческие люди, имеющие инвалидность. И даже то, что тема людей с инвалидностью явно начинает становиться “модной” и привлекать к себе все больше внимания на высоком уровне (данная тенденция ни в коем случае не захватывает все слои общества, но это уже вопрос другой). Есть и иное. По моему личному ощущению, меняется и эмоциональное настроение, и в какой-то мере даже содержание “Inclusive art”. Столь хорошо видимый ранее порыв и энтузиазм вошел в более спокойное русло. Стремление продемонстрировать единение представителей разных жанров привело к тому, что фестиваль проводился в один прием три дня подряд, а не через паузу в несколько подходов по жанрам, как то было раньше. Отсюда возникало ощущение некоторой скомканности и “загнанности”. Насколько эти явления позитивны или нет, сейчас сказать сложно, но время покажет.

[knd_image_section title=» В целом же третий международный “Inclusive art” – ничуть не меньший успех, нежели предыдущие. » img=»10295″ text_place=»ontop» /]
Впечатлений от этого фестиваля у меня много, но скажу о наиболее сильных. Во-первых, поразила очень высокая активность участников. Почти у половины заявившихся даже нашлись собственные средства на то, чтобы приехать на финальную часть. И это притом, что общее финансирование мероприятия оказалось раза в два меньшим, чем, например, в 2016 году. О чем это говорит? На мой взгляд, о высокой потребности в таком искусстве.

Можно отметить и момент, связанный со зрителями. На первый взгляд, в сравнении с прошлым фестивалем их число не выросло. Но надо учесть, что Дворец народного творчества расположен далеко не в центре города и куда менее выгодно, чем площадки, которые задействовались ранее. Так что отсутствие роста зрительского интереса тут кажущееся и лично меня количество публики, пришедшей посмотреть на выступления, порадовало.

С организацией порой не все шло гладко, но даже из этого рождались яркие моменты, в которых проявлялась настоящая инклюзия. Особенно хочется отметить вклад группы “Изумруд”, с огромной отдачей помогавшей многим музыкантам. Хотя все выступающие приехали со знакомым материалом, необходимость в репетициях никуда не делась, а “Изумруд” предоставил не только свою базу, но и свой немалый опыт. И некоторые решения в музыкальных номерах, прозвучавших на фестивале, находились и отрабатывались совместно в режиме импровизации, буквально перед самым показом, “на ходу”.
Наверное, все можно было сделать и лучше, но в этот раз наши ресурсы были ограничены и деньги поступили с запозданием. С другой стороны, Министерство культуры проявляет к фестивалю большой интерес и уже ведется работа над тем, чтобы сделать Дворец народного творчества основным центром инклюзивного искусства в Свердловской области. Также на следующий год выделены средства для проведения очередного инклюзивного фестиваля, но пока неясен его формат. Изначально мы планировали проведение международных “Inclusive art” раз в два года. Так что не исключено, что в следующем сезоне нас ожидает мероприятие не столь большого масштаба, а на уровне региона.
Вера Симакова, генеральный директор 'Благого дела'

[knd_image_section title=»Мы искренне благодарим всех людей, кто помогал нам организовывать фестиваль и принимал в нем участие!» img=»10300″ text_place=»ontop» /]