25 специалистов из социальных учреждений прошли обучение по сопровождаемому проживанию

С 18 по 20 февраля в “Благом деле” прошел семинар “Стационарозмещающие формы жизнеустройства лиц с ментальными и множественными нарушениями развития”, посвященный вопросам, связанным со сменой стационарной модели проживания людей с ментальной инвалидностью на альтернативную семейно-центрированную. За основу был взят опыт, полученный при реализации экспериментальной программы сопровождаемого проживания на тренировочных квартирах в городе Новоуральск и поселке Верх-Нейвинский. Занятия организовывались и проводились при содействии Регионального кадрового центра государственного и муниципального управления.

Наталия Ширяева

 

В качестве слушателей на семинар прибыло 25 человек из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Невьянска, Новоуральска, Красноуфимска, Талицы и Лесного. Это заместители директоров, специалисты и руководители отделов пансионатов для престарелых и инвалидов, а также комплексных центров социального обслуживания населения. Их интерес к теме закономерен – новые модели проживания людей с ментальной инвалидностью, идущие на замену прежней стационарной, уже доказали свою высокую эффективность и будущее именно за ними. Однако в нашей стране этот процесс все еще находится в стадии социального эксперимента и многие вопросы продолжают оставаться открытыми.

 

Ответить на некоторые из них взялись те специалисты, кто непосредственно участвовал в проекте сопровождаемого проживания, осуществляемого в Новоуральске на протяжении вот уже четырех месяцев. Лекции и практические занятия семинара вели восемь человек, осветивших следующие темы:
Юлия Токарева – “Учебно-тренировочный этап в системе сопровождаемого проживания”.
Алиса Зубова – “Деятельность на начальном этапе сопровождаемого проживания”.
Вера Симакова – “Ритмизация жизнедеятельности клиентов как инструмент создания здоровьесберегающей среды”.
Наталья Ширяева – “Организация работы служб сопровождаемого проживания”, “Формирование гигиенических норм”, “Формирование финансовой грамотности”.
Светлана Зуб – “Метод феноменологического наблюдения”, “Формирование групп, тренинги на совместимость”, “Беседы как социально-педагогический инструмент”.
Ирина Суркина – “Культурно-досуговая деятельность – обучение и организация”.
Дарья Машанова – “Углубленный курс учебно-тренировочного этапа для выпускников детских домов”.
Кристина Васильченко – “Организация обучения бытовой деятельности”, “Функции сопровождающих социальных работников”.

Помимо теории, участники семинара прошли и практическую часть, включавшую в себя посещение тренировочной квартиры в Новоуральске, а также квартиры в Верх-Нейвинском, на которой проходят углубленный курс сопровождаемого проживания Вероника и Анастасия, ранее жившие в психоневрологическом интернате. Также слушателям были предложены бесплатные методические материалы в электронном виде для самостоятельного изучения. Наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с организацией сопровождаемого проживания и правовой регламентацией этой модели.

 

В завершении семинара, Наталия и Дарья Машановы провели для участников занятия по социальным и творческим упражнениям, совместно с нашими ребятами, имеющими инвалидность.

 

Многих наших слушателей заботили в первую очередь юридические и законодательные вопросы: Будут ли программы сопровождаемого проживания включены в госзадания, как получать квартиры для сопровождаемого проживания, что делать после завершения учебного этапа, кто должен нести финансовую и организационную ответственность? Поэтому мы проиграли с ними на теоретическом уровне этапы создания квартиры и провели сравнение с реальной практикой, полученной в Новоуральске.
Юлия Токарева