С апреля в столярной мастерской “Благого дела” проводятся регулярные занятия по программе проекта “Шаги к первой профессии”, реализуемого в партнерстве с благотворительным фондом “Синара”. В качестве обучающихся в этих занятиях участвуют подростки с девиантным поведением и ребята, имеющие инвалидность. Донести до них основы мастерства и заинтересовать – задача, которая по силам далеко не каждому педагогу.
О том, как это происходит на практике, рассказал руководитель проекта Юрий Лужков:
“Ребята, с которыми мы сейчас занимаемся – публика непростая, и любую фальшь они чувствуют сразу же. Поэтому единственное средство, которое может дать эффект, это личный пример. Любые виртуальные стимулы, слова, за которыми ничего не стоит, здесь не сработают. Очень важно сразу привить ученикам интерес к делу. И плюс может заключаться в том, что очень многие дети из нынешнего поколения не имеют большой привычки к труду, поэтому к новой деятельности проявляют любопытство. Не менее значимо создать для ребят чувство личного успеха. Если у человека что-то не получается – мотивация пропадает. Поэтому нередко приходится делать те или иные действия вместе с учеником, буквально направляя его руки своими, ведь у новичка еще нет навыка работы с материалом и инструментом, это приходит с практикой. И когда ребята видят, что у них начинает получаться, они хотят работать самостоятельно, выполнять задания еще лучше, узнавать новое.
Точно так же постепенно им прививается и трудовая дисциплина. Сначала формируется чувство ответственности за порядок на рабочем месте, за сохранность спецодежды. Доносится мысль, что принадлежность к мастерской – это значимый статус. Так человек проникается важностью собственной работы, начинает ощущать причастность к коллективу, в котором оказался. И конечно, мне, как руководителю, всегда нужно быть на высоте, подавать положительный пример. В этом смысле я следую педагогической системе Макаренко, которая в наши дни точно так же актуальна, как и на момент своего возникновения.
Значение имеет и наличие опыта работы с детьми. Раньше мне довелось работать педагогом дополнительного образования в школе №124 города Екатеринбург. Как раз с детьми, у которых было девиантное поведение. Так вот, в то время мне удалось создать добровольческий отряд “Бумеранг”, в который входили ребята из этой школы, и затем вовлечь в работу с отрядом студентов УрГПУ. Вместе мы достигли очень многого. Например, даже сделали своими силами тактильную книгу для слепых. И самое главное – мои подопечные получили через эту деятельность альтернативное видение жизни, уже не окрашенное в одни лишь только негативные тона. Так что пройденное тогда очень помогает мне сейчас.
С самого начала было ясно, что ребятам, с которыми я теперь занимаюсь, очень не хватает усидчивости и одна и та же работа им быстро надоедает. Поэтому я постоянно меняю их местами, переключая с одного вида деятельности на другой. Заодно становится ясно, у кого какие операции получаются лучше, определяется “профпригодность”, так сказать. И конечно, я заранее постарался узнать о каждом как можно больше.
Занятия в мастерской – не только собственно работа, но еще и общение. И неосторожно сказанная на первый взгляд невинная фраза может случайно обидеть человека, даже шокировать. И тогда он перестанет мне доверять. Я пытаюсь избежать подобных ситуаций. А еще никогда не забываю поблагодарить, когда ученик этого заслуживает, поскольку это тоже создает чувство востребованности. Все эти вещи реально действуют. Например, в моей группе есть две девушки из школы №2, и недавно они сказали, что хотят приходить в мастерскую и летом, после окончания проекта, чтобы продолжать помогать. Для меня, как педагога, это очень большая награда и свидетельство того, что мы на верном пути.