23 сентября в Киргизском государственном университете им. Арабаева прошел круглый стол «Инклюзивные проекты некоммерческих организаций Свердловской области» в котором приняли участие команда некоммерческой организации "Благое дело", педагоги и студенты университета, неправительственные организации Бишкека, помогающие людям с инвалидностью, представители Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты Киргизской республики, сотрудники мэрии Бишкека и представитель организации Unicef.
Это действительно исторический момент — неправительственные организации и Правительство Киргизии встретились лицом к лицу чтобы перенять опыт коллег из Свердловской области и обсудить барьеры при внедрении инклюзивных технологий для людей с инвалидностью, живущих в республике. Такой круглый стол был проведен впервые с момента ратификации Кыргызстаном Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью.
Открыли круглый стол и поприветствовали участников — Петтер Хольм (руководитель международных проектов Ассоциации стран Северной Европы по лечебной педагогике и представитель Университета Рудольфа Штайнера (Осло, Норвегия)), Кенеш Тилекеев (куратор специального образования, заместитель декана Факультета педагогики КГУ им.И.Арабаева ) Лариса Губина (заместитель начальника Управления труда и социального развития Мэрии г. Бишкек ), Мира Тургунбаева (главный специалист Управления по развитию социальных услуг ЛОВЗ и пожилым гражданам Министерства труда и социального развития Кыргызской республики), Аида Рысбаева (начальник управления социального развития Мэрии г. Бишкек).
В программе был представлен опыт Свердловской области в реализации инклюзивных проектов от спикеров — Веры Симаковой (генеральный директор НКО «Благое дело»), Юлии Галагузовой (профессор УрГПУ) и Олега Федчука (руководитель проектов НКО «Благое дело»).
Далее выступили директор ДРЦ «Умут-Надежда» Игорь Шелике и независимый исследователь Рохат Орозова.
«На протяжении последних 10 лет мы видим достаточно много проектов и инициатив, направленных на внедрение инклюзивных подходов в образовании. Но в основном это пилотные проекты, реализуемые общественными организациями при поддержке международных или донорских организаций. Комплексной, целостной государственной программы по инклюзивному образованию в Кыргызстане пока нет. Поэтому большинство детей со специальными образовательными потребностями, включая детей с инвалидностью, остаются за бортом: обычные школы чаще всего их не принимают, специальные школы находятся далеко или переполнены, а надомное обучение оказывается фиктивным.» Рохат Орозова.
Закончили презентационную часть круглого стола — Джамиля Дунганова (старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психокоррекции КГУ им.И.Арабаева) и Токтокан Ашымбаева (преподаватель кафедры технологий дошкольного образования КГУ им.И.Арабаева ).
В завершении круглого стола в зале развернулась бурная дискуссия о проблемах инклюзивного образования для детей с инвалидностью. Представители организаций озвучили проблемы, с которыми они сталкиваются постоянно.
Основная из них — неприспособленность школ к обучению таких детей. Еще одна проблема — дискриминация: сами педагоги нередко выступают против совместного обучения детей с инвалидностью и без. Усложняет ситуацию отсутствие подготовленных педагогов и специальных учебников в общеобразовательных заведениях. В спецшколах подобная литература имеется, однако издана она была еще в прошлом веке.
В Концепции развития образования в Киргизии до 2020 года прописаны нормы по внедрению инклюзивного образования на всех уровнях системы, однако без четкого плана реализации соответствующей программы внедрить новые стандарты будет крайне сложно. На данный момент все государственные учебные заведения не готовы принимать таких детей, а взрослым людям с инвалидностью дорога к образованию закрыта вообще. Поэтому для решения этой проблемы правительству нужно обратить внимание на огромный опыт некоммерческих организаций, работающих в сфере улучшения качества жизни людей с инвалидностью.
В 2019 году в Киргизии утвердили концепцию и программу развития инклюзивного образования на 2019-2023 годы. По ее данным, концепция разработана для реализации права каждого ребенка на образование в соответствии с нормами Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции. Документ определяет предоставление инклюзивного образования приоритетным направлением реализации образовательной политики государства.
Как она будет работать, покажет время. А пока, совершенно непонятно как быть взрослым людям, имеющими инвалидность, для них в Киргизии инклюзивной инфраструктуры не существут вообще.
Круглый стол прошел в рамках социального проекта «Опыт инклюзии для Киргизии», который реализуется некоммерческой организацией «Благое дело» при поддержке Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.