Школа инклюзивного роста: Театральное искусство

22 и 23 октября в Екатеринбурге в здании Свердловского государственного областного Дворца народного творчества прошла серия занятий “Школы инклюзивного роста” по направлению “Театральное искусство”.

Мероприятия прошли при финансовой поддержке Министерства социальной политики Свердловской области в рамках проекта «Школа инклюзивного роста» и поддержке Министерства культуры Свердловской области и были направлены на повышение профессиональных компетенций участников в сфере инклюзивного искусства через диалог и обмен опытом.

Первый день в основном был посвящен теории и начался с лекции руководителя некоммерческой организации “Благое дело” Веры Симаковой на тему “Эволюция инклюзивного театра от реабилитационно-учебного к профессиональному”. Лектор рассказала о трех основных разновидностях инклюзивных театров (учебный, любительский и полупрофессиональный/профессиональный), целях, задачах и специфике деятельности каждой из них.

Затем руководитель инклюзивной танцевальной студии “Виват” Елена Гнусарева завязала с собравшейся аудиторией диалог, в ходе которого обсуждались различные вопросы, связанные с проблемами организации, финансирования и работы театральных коллективов, включающих людей с инвалидностью. И поскольку участниками Школы являлись главным образом работники социальных учреждений и учреждений культуры Свердловской области (всего более 30 человек), обсуждение получилось оживленным и продуктивным.

После небольшого перерыва занятия продолжились знакомством с творческим опытом двух признанных грандов инклюзивного театрального искусства области: театра-студии “Ora” и театральной школы “Инклюзион”.

Зал не только получил возможность пообщаться и задать свои вопросы экспертам-практикам в лице Натальи Гараниной, Натальи Киселевой (“Инклюзион”), Яны Колмогоровой и Ларисы Абашевой (“Ora”), но и увидел оба коллектива на сцене “вживую”.

Яна Колмогорова
Лариса Абашева

Актеры театра “Ora” выступили с давно и хорошо знакомым зрителю спектаклем “Цирк Принтимпрам имени Даниила Хармса”, не требующим громоздких декораций и потому подходящим для подобного рода камерных показов.

Что же касается “Инклюзиона”, в котором этим летом существенно обновился актерский состав, то он провел открытую репетицию фрагмента своей новой постановки “Марьино поле” по одноименной пьесе драматурга Олега Богаева.

Второй день работы Школы был посвящен исключительно практике и его основным содержанием стали мастер-классы специалистов по отдельным направлениям театральной деятельности. Открыло программу занятие по “клоун-терапии”, проведенное лечебным педагогом из Санкт-Петербурга Ириной Калевой. Для всех присутствовавших (среди которых были и несколько ребят, имеющих ментальную инвалидность) это оказался совершенно новый опыт, поскольку, во-первых, это относительно новое направление, и к тому же в данном случае речь шла не о классической клоун-терапии, а об ее антропософском прочтении.

Ирина Калева

Следующие двое наставников являлись представителями академической школы: актриса театра “Шарманка” и педагог театра-студии “Ora” Анжелика Руднева провела мастер-класс по сценической речи, а преподаватель театральной школы “Инклюзион” композитор Лариса Паутова – по основам вокала.

Таким образом, двухдневная программа Школы инклюзивного роста получилась насыщенной, содержательной и весьма познавательной. Как отметила организатор Школы Елена Гнусарева в интервью тележурналистам: “Это все то, что может пригодиться педагогу, театральному коллективу для того, чтобы расширить их возможности и наиболее выгодно, удачно подать свои постановки, чтобы они были презентабельны, чтобы они были интересны для зрителя.” По окончании цикла занятий все их участники получили сертификаты о повышении квалификации, ну а сама Школа уже 7 и 8 ноября вновь продолжит работу – на этот раз по направлению “Искусство танца”.