11 марта к нам в гости приехала первая группа студентов Уральского государственного педагогического университета. Визит состоялся в рамках проекта «Доступный формат создаём вместе!», который осуществляется совместно с Филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в РФ. Студенты приняли участие в тренингах взаимодействия и мастер-классах по созданию экспонатов мультисенсорной выставки и помогли в изготовлении актуальной продукции мастерских.
«Признаться честно, было страшновато решиться на эту поездку», «я боялась, что в какой-то момент не выдержу и расплачусь», «оказывается, они умеют то, что не умею я», «поразило, насколько эти люди открыты, талантливы и внутренне свободны» — такие отклики звучали на заключительном обсуждении поездки студентов педагогического университета в «Благое дело». Кто-то испытывал перед поездкой волнение и страхи, кто-то воспринимал её скорее как захватывающее приключение. Но реальность часто отличается от наших ожиданий, и в данном случае знакомство с людьми с ментальной инвалидностью для многих стало неожиданным и позитивным открытием.
Программа визита была достаточно насыщенной. Но, как признались студенты, время пролетело незаметно. Первое знакомство произошло уже на традиционном утреннем круге, после которого генеральный директор Вера Игоревна Симакова рассказала о создании АНО «Благое дело» и принципах работы мастерских. Также она познакомила гостей с концепцией мультисенсорной выставки «От модерна к авангарду», экспонаты которой предстояло создавать студентам вместе с работниками мастерских на воркшопах.
После короткой экскурсии по мастерским каждый участник выбрал ту, в которой он будет работать в этот день. Работники с инвалидностью, чувствующие себя мастерами в своём деле, помогали студентам освоить ремесленные навыки. Студенты вносили свой вклад идеями, техническим мышлением и конкретной работой.
Например, швейная мастерская работала над изготовлением манекенов в стиле модерна и авангарда. Также студенты помогали в масштабировании рисунков ребят и переносом их на выкройки. Впоследствии персонажи рисунков будут отшиты в виде тактильных игрушек.
Задачей студентов в мастерской фетра и шерсти стала помощь в выкладывании шерстяного полотна. Помимо этого сотрудники мастерской показали им разные техники валяния и дали попробовать свои силы.
Участники воркшопа в деревообрабатывающей мастерской были заняты шлифовкой деревянных фигурок. А наши опытные мастера учили их пользоваться разными приёмами и затем придирчиво проверяли качество шлифовки. Вместе с руководителем мастерской Ю. В. Лужковым студенты обсудили эскизы арт-объектов, внесли свои предложения.
Общение в мастерских проходило с глазу на глаз. Это помогло участникам проекта познакомиться поближе, лучше узнать друг друга, задать вопросы. Так как студентам предстоит впоследствии создавать для ребят доступные экскурсионные программы, вопросы касались, в том числе, и поездок, свободного времени, посещения театров и музеев. Теперь студенты знают, для кого они будут готовить свою экскурсию.
И, конечно, установлению доверия способствовали тренинги «Взаимодействие в социальной игре и творчестве». Телесно-ориентированные практики были направлены на раскрепощение и снятие барьеров взаимодействия.
Социальные и ритмические упражнения способствовали созданию дружелюбной раскованной атмосферы и единого коммуникативного пространства, которое требует от участников умения слушать других и слышать себя, устанавливать правильную дистанцию, совместно выполнять общие задачи. Было весело, временами смешно, а в целом очень полезно.
Завершала день инклюзивная музыкальная группа «Waves band» с музыкальным джемом, который по общему признанию больше походил на современный квартирник. Руководитель ансамбля Олег Федчук немного рассказал об истории создания группы. Музыканты показали несколько своих номеров. А потом участники попробовали на практике создать совместный импровизированный музыкальный номер, распределив музыкальные шумовые инструменты и вокальные партии. Добавил шарма Женя Волосков со спонтанным танцем, сопровождавшим выступление.
Ребята с инвалидностью и преподаватели поддержали танцующего солиста и попытались вовлечь в танец остальных.
И вот тут участников проекта ждало ещё одно открытие: большую готовность к импровизации и отсутствие страха публичных выступлений проявили ребята из «Благого дела». Как потом признавались студенты, им есть, чему поучиться у новых знакомых.
На обратном пути в автобусе вдохновлённые студенты активно обсуждали, как они могут помочь «Благому делу», как сделать так, чтобы как можно больше людей узнало, о том, чем мы занимаемся. А значит, цель визита достигнута, и мы ещё на полшага приблизились к созданию инклюзивного общества.