Попытаться показать, как люди ищут опору в себе

Несмотря на то, что разразившаяся пандемия заставила нас серьезно корректировать планы, “Благое дело” продолжает свою работу в новых форматах, в том числе и над уже начатыми проектами. Так, творческая студия “ВМесте” еще в марте, до введения режима самоизоляции успела провести несколько репетиций и выстроить в основных чертах свой новый перформанс, а сейчас, ребята продолжили заниматься на дому. Его мы планируем продемонстрировать в первоуральском Инновационном культурном центре на итоговой выставке, завершающей социальный проект — Школа мастерства «От модерна к русскому авангарду» — трудозанятость и социокультурная инклюзия людей с ментальной инвалидностью, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.

Сценическое произведение еще не завершено полностью и ни разу не репетировалось от начала и до конца, однако уже обрело зримые очертания. И даже сейчас те ребята, которые будут в нем участвовать, не выпадают из творческого процесса, продолжая отрабатывать свои роли дома.

Наталия Машанова, руководитель творческой студии «ВМесте»

 

О том, как создавался и что из себя представляет этот перформанс, рассказывает руководитель студии “ВМесте” Наталья Машанова:

“О том, что планируется наше выступление на выставке в Первоуральске, мне стало известно довольно внезапно. Я была в курсе, что коллектив “Благого дела” начал работу над проектом “Школа мастерства. От модерна к русскому авангарду”, но не предполагала, что студия “ВМесте” будет принимать в этом какое-либо участие. И все же решила попробовать, тем более что мы уже давно не занимались с новым материалом и не реализовывали новые творческие концепции.

Репетиции перфоманса в марте
Репетиции перфоманса в марте

 

Появлению идеи перформанса предшествовал долгий период поиска. Мне нужно было “врасти” в тему проекта. Авангардное искусство я вообще не понимаю – это совершенно не мое. Модерн как-то ближе, и вот, когда я пыталась вспомнить известных композиторов-модернистов, на ум пришел Сергей Рахманинов. Так выбор музыкального оформления стал отправной точкой новой постановки – если раньше в своих выступлениях мы использовали живое исполнение, то теперь сценическое действо будет развиваться только под музыку, звучащую в записи. И это будет рахманиновский Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Женя репетирует дома
Коля репетирует дома

 

Если говорить о содержании перформанса, его смысловой нагрузке, то у меня период расцвета русского авангардного искусства ассоциируется примерно с периодом Первой мировой и Гражданской войн, то есть 1915 – 1925 годами. И я решила попытаться показать, как люди ищут опору в себе, своем ближайшем круге, единомышленниках во время, когда привычные ориентиры утрачены и мир стремительно меняется. В основу действия, которое будет происходить на сцене, было решено положить социальные упражнения, которые мы уже не раз делали с ребятами, и эвритмию. Причем эвритмия стала лейтмотивом всего перформанса, символизирующим духовную основу, присутствие того ведущего духа, который, как мне кажется, позволил людям после тяжелейших жертв и потрясений поднять страну из руин и сделать ее снова великой.

 

Разумеется, в новой постановке прозвучат стихи, и это будут произведения поэтов “Серебряного века”, таких, например, как Зинаида Гиппиус и Борис Пастернак. Причем тоже в записи, а не в живом исполнении наших ребят, как мы делали то раньше. И здесь есть свой ассоциативный момент – вспомним, что начало XX века стало, помимо прочего, временем быстрого развития техники, в том числе и средств копирования и воспроизведения творений мастеров искусства.

 

Вдаваться в описания сцен, из которых состоит наша новая работа, я не стану, чтобы сохранить интригу и зрительский интерес. Скажу лишь, что перформанс будет идти на протяжении чуть более 20 минут, в нем примут участие 15 актеров, и по ходу представления часть ребят станет работать со зрителями, включая публику в действие.”