(R)Evolution и (S)Election

Мы продолжаем рассказывать о том, как в наших ремесленных мастерских продвигаются работы по созданию арт-объектов для инклюзивной выставки, которая должна состояться в Первоуральске по программе проекта Школа мастерства “От модерна к русскому авангарду”, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.

Андрей Бекшаев, руководитель керамической мастерской

 

Сегодня речь пойдет о достижениях керамической мастерской, возглавляемой Андреем Бекшаевым. Слово самому Андрею:

“Сейчас мы трудимся над созданием одновременно двух композиций, одна из которых получила название (S)Election, а вторая – “(R)Evolution”. Пока полностью готовы лишь отдельные их элементы, но работа над “(R)Evolution” идет быстрее и продуктивнее, так что расскажу именно о ней.

 

Этим произведением мы с Верой Даниловой хотели передать свое видение эволюции искусства, понимание искусства и его значения как для творящего, так и для воспринимающего. В нашем представлении оно является не столько способом самовыражения, сколько средством удовлетворения амбиций автора, будь то стремление с известности, влиянию, власти или чему-то иному. Соответственно, с точки зрения потребителя произведение искусства отличается от просто функциональной вещи уникальностью, наличием эстетического содержания, не несущего практической нагрузки.

 

 

При этом утверждать, что одно произведение прекрасно, а другое сделано дурно, вряд ли правильно, поскольку в разных культурах критерии прекрасного различаются, изменяются с течением времени, да и сам по себе эстетический вкус – штука очень субъективная, индивидуальная. Эти мысли мы попытались отразить в “(R)Evolution”, и в качестве основного материала взяли глину как вообще самый первый материал, который люди на заре своей истории не просто трансформировали в изделия, но и изменили при этом его свойства.

Наша композиция состоит из трех кубов, установленных по вертикали один над другим в три яруса. Из стенок нижнего куба выступают глиняные черепки простых, грубо сделанных сосудов. Некоторые из этих черепков гладкие, другие же несут несложный орнамент, напоминающий самые древние орнаменты эпохи неолита. Это как раз символическое указание на зарождение искусства, появление эстетического наполнения помимо чистой функции предметов.

 

 

Второй куб также усеян выступающими из него керамическими изделиями, но уже сложных форм, изящнее декорированными и даже покрытыми надписями. Этим мы передаем эпоху расцвета искусства. Наконец, в третьем кубе (эта часть композиции еще не готова) включения будут лишь просматриваться, но не выступать за пределы поверхности стенок. Это уже отсылка к современному искусству, в котором главную роль играет отвлеченный символ, лишенный всякой функции. Наконец, венчать всю конструкцию будут два установленных на верхний куб кувшина. Абсолютно одинаковых по размеру, форме и цвету, но с одной лишь разницей: на первом не изображено ничего, а на втором нарисован крестик. Вот этот нарисованный крестик – и есть истинная суть искусства, как мы его понимаем.”