Элементы доступной среды в городах античной Греции

Принято считать, что доступная среда как комплекс, обеспечивающий благоприятные условия для жизни всех без исключения членов общества, включая и тех, чьи физические возможности по тем или иным причинам ограничены – это достижение современной цивилизации, причем совсем недавнее. В основном такое утверждение соответствует действительности, однако же и в более ранние исторические периоды в различных культурах, даже вне системы гражданских прав в их нынешнем понимании, создавались некоторые условия, которые можно назвать элементами доступной среды и которые явно были предназначены для людей с ограниченными возможностями — не только имеющих инвалидность, но и стариков, и временно маломобильных заболевших.

Одним из примеров такого рода могут служить античные греческие государства, существовавшие в 4 веке до нашей эры на территории полуострова Пелопоннес. Хотя характерной чертой культуры древних эллинов было воспевание телесной красоты, здоровья и физической силы, они никак не могли игнорировать ни болезни, ни старость – рано или поздно через это проходили все. Точно так же распространенным явлением была врожденная или приобретенная инвалидность, тем более что греки нередко вели войны и немало мужчин получали боевые ранения, приводившие к серьезным увечьям, еще в молодом возрасте. Это вынуждало обращать внимание на потребности таких людей и создавать более комфортные условия для жизни.

Известные на сегодняшний день письменные источники того периода, а также археологические находки дают возможность получить некоторое представление о жизни людей с инвалидностью в древней Греции. Так, в Афинах еще в 6 веке до нашей эры существовал закон, предписывавший выделять имеющим инвалидность пенсии даже в случаях, когда такие граждане сохраняли способность к занятиям ремеслом или иной деятельностью, приносящей доход. Исключение делалось лишь для тех, кто имел имущество совокупной стоимостью свыше 75 мин (37 килограммов серебра). Соблюдению прав людей с инвалидностью уделялось значительное внимание – например, до наших дней дошел текст защитной речи, написанной для судебного заседания знаменитым афинским оратором Лисием. В этой речи Лисий отстаивает права инвалида, о котором некий недоброжелатель заявил, что тот достаточно здоров и потому не может претендовать на пенсию.

Лисий (скульптурный портрет)

Что же касается элементов доступной среды, облегчавших доступ людям с ограниченной подвижностью в общественные сооружения, то они создавались преимущественно в двух вариантах. В первом случае вход в здание делался на уровне земли без какого-либо подъема, а во втором ко входу вел пологий пандус, по которому с равным удобством могли подняться как человек, опирающийся на костыли, так и носильщики, переносящие лежачего больного. Разумеется, такие архитектурные решения имели более, чем одну цель, и были также предназначены для облегчения доставки в здания тяжелых грузов, а потому ученые долгое время не обращали большого внимания на чисто социальную функцию. Но она, несомненно, нередко учитывалась античными архитекторами и строителями. Хорошим примером тут может считаться анализ особенностей некоторых культовых сооружений, проведенный современной американской исследовательницей доктором Дебби Снид из Калифорнийского университета.

Изучив несколько храмовых комплексов на территории Пелопоннеса, она заметила, что там, где пандусы использовались в качестве архитектурного элемента, их наличие и количество зависело от назначения и значимости здания. Так, в ряде святилищ пандус подводился только к главному храму, а у небольших вспомогательных зданий он отсутствовал вовсе. Наиболее крупные и посещаемые религиозные центры могли иметь несколько пандусов. Например, в храмовом комплексе Олимпии один вел к главному храму Зевса, а второй — к алтарю в священной роще Алтис.

Храм Зевса в Олимпии (компьютерная реконструкция)

Но наиболее ярким примером является построенное в городе Эпидавр святилище Асклепион, где предназначенных для посетителей пандусов было не менее одиннадцати. Это и понятно, поскольку комплекс (как видно из его названия) сооружался в честь греческого бога медицины Асклепия (почитавшегося затем и у римлян под именем Эскулап) и включал в себя не только храмы, но и лечебные стационары. Жрецы Асклепия являлись одновременно и служителями культа, и опытными врачами, так что с равным успехом могли отправлять религиозные ритуалы и лечить страдающих различными недугами. Среди людей, посещавших Асклепион, доля тех, кто имел инвалидность или временно не мог передвигаться самостоятельно, была очень велика. Об этом свидетельствуют найденные археологами надписи с благодарственными молитвами. В этих текстах древние эллины упоминали, в том числе, и о своих болезнях: некоторых пациентов переносили на носилках или кушетках слуги, другие же передвигались по Асклепиону с помощью дополнительных опор. Для удобства таких посетителей наличие пандусов было насущной необходимостью.

Главный храм Асклепия в Эпидавре (компьютерная реконструкция)
Толос Асклепия в Эпидавре (компьютерная реконструкция)

Конечно же, общества государств античной Эллады очень сильно отличались от того, в котором мы живем сейчас. У древних греков не существовало организованных общественных движений, боровшихся за гражданские права, да и представление о таковых правах было совсем иным. Однако при всех различиях нельзя не заметить, что основания многих явлений, присущих современности, были заложены в ту далекую эпоху людьми, стоявшими у самых истоков европейской цивилизации.

Михаэль Трауриг