30 июня завершился проект «Учимся жить», проходивший при поддержке Фонда «Абсолют-Помощь». Подвести предварительные итоги проекта, оценить и осмыслить результаты нам помогла его руководитель – Алёна Романова.
— В самом проекте можно выделить три направления, по которым велась работа. Первое: организация профориентации молодых людей с ментальной инвалидностью, второе: сопровождаемое проживание выпускников детского дома, и третье: организация работы инклюзивного родительского клуба.
По первому направлению. 25 учащихся школ №1 и №2 г. Новоуральска и школы им. Арапова в посёлке Верх-Нейвинский, вместе с девятью ребятами «Благого дела» в возрасте до 25 лет – прошли обучение в четырёх ремесленных мастерских: столярной, керамической, швейной и мастерской шерсти и фетра.
Ребята ознакомились с ремеслом, поработали с натуральными материалами, узнали о возможности их дальнейшей занятости и трудоустройства. Самое главное, пожалуй, это то, что ребята поняли свою нужность и общественную востребованность.
Во втором направлении были задействованы два выпускника детского дома – Елена Гребенщикова и Иван Тюменцев. Был пройден долгий путь, ребята многому научились в квартире сопровождаемого проживания: социально-бытовым навыкам, работе с собственными финансами. Впереди – процесс закрепления навыков. Параллельно Иван и Елена проходили трудовую реабилитацию в мастерских «Благого дела». Как результат – Лена вышла на этап трудоустройства в столярной мастерской, а Ваня наконец определился с видом деятельности, которая ему по душе: настоящее удовольствие и радость ему доставляет работа в аграрной мастерской.
Ну, и третье направление – создание инклюзивных родительских клубов в городах Берёзовском и Новоуральске. В клубах были проведены лекции по гражданско-правовым вопросам, работала психологическая мастерская «Ресурс», которая оказала необходимую поддержку родителям. Очень важно то, что действительно удалось сформировать сообщество, которое помогает и родителям, и их детям. А взрослые – посмотрели наконец по-другому на своих детей, поняли, что те не являются просто потребителями, у них есть возможность трудиться, есть надежда на будущее.
Сложный проект. Непросто было объединить все три направления в одно целое, но это сделать удалось. Теперь мы знаем, что подобные проекты востребованы и родителями, и детьми и можем двигаться дальше.
Проект «Учимся жить» был направлен на создание условий для включения детей, молодых людей с ментальной инвалидностью, их родителей в местное сообщество. Проект проходил при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Текст Сергея Бородина