Продолжаем рассказывать об обучении сотрудников. Одним из открытий семинара стала клоун-терапия. Еще до начала занятий многие задавались вопросом: «А зачем нам клоуны?» Ответ на этот вопрос помогла найти Ирина Калева, лечебный педагог, преподаватель клоун-терапии Института Лечебной педагогики и социальной терапии Санкт-Петербурга.
Она объяснила, что цель клоун-терапии – преобразовать то, что мешает человеку свободно двигаться, пережить встречу со своими потенциальными возможностями. Упражнения клоун-терапии помогают снимать внутренние блоки и зажимы, осознавать и проживать собственные чувства.
На своих занятиях Ирина использовала приемы актерского тренинга Михаила Чехова, которые очень важны для развития эмоционального интеллекта, способности к интуитивному действию. Но главное, это развитие эмпатии, умения чувствовать другого человека, т.е. качеств, которые абсолютно необходимы социальному педагогу. В играх на взаимодействие и контактных импровизациях мы работали с чувствами через ощущения, впечатления, движение, жест, гротеск. А потом упражнялись в выражении четырех основных клоунских чувств — удивления, печали, радости и злости, учились взаимодействовать с тем, кто гневается и с тем, кто плачет, с тем, кто радуется и с тем, кто боится.
Не всем это давалось легко, так как все мы взрослые люди, привыкшие сдерживать чувства. Но юмор ломает все барьеры, поэтому вскоре из зала раздавались такие заразительные взрывы хохота, что наши ребята прибегали и с любопытством спрашивали, чем это мы там занимаемся. Многим клоун-терапия принесла радость открытия, что быть немножко смешным и неловким — это здорово! Ведь клоун-терапия оздоравливает не только того, с кем работает клоун-терапевт, это прекрасная профилактика выгорания для самого специалиста.
Обучение сотрудников проходило в рамках социального проекта «От детства к зрелости» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Текст Юлии и Светланы Токаревых