Танцы на стеклах

В апреле завершился внутренний курс повышения квалификации сотрудников некоммерческой организации "Благое дело". Дискутировали о противоречиях нашей профессии и современном развитии социальной педагогики, обобщали материал всей программы обучения. А еще философствовали о природе человека, искали в нем черты окружающего мира.

Поразительно, что в человеке мы встречаем свойства минералов, растений и животных. Взяв от каждого царства понемногу, человек отказался от специализации в пользу самосознания, творчества и свободы воли. Точно также третий модуль обучения вместил в себя абсолютно разные темы и практики, дающие не только знания, но и требующие самопознания, творчества, рефлексии, умения слышать и чувствовать другого.

Чтобы настроить свой собственный инструмент, погрузились в ритмы этнических танцев и открыли для себя искусство телесной перкуссии. Эти два вида искусства стали хорошей иллюстрацией к лекции о ритме, ведь они позволяют понять и пережить его на очень глубоком уровне и практиковать разные ритмические навыки. А это важно, так как ритм является одним из инструментов создания здоровой среды и смягчения противоречий.

Расширили свои знания ремесел. Традиционно занятия ремеслом вызывают вдохновение у большинства участников обучения. На этот раз это были стеклянные витражи в стиле Тиффани. Кто-то сразу почувствовал материал, испытал радость и удовольствие от работы с новым и непривычным. Для кого-то это был вызов, преодоление страхов и собственной нерешительности.

С преодолением своих защит столкнулись и на коммуникативном психологическом тренинге. Как распознать собственные защиты? Как они могут быть считаны другими людьми, в том числе нашими ребятами? Кто ведущий, кто ведомый в социально-педагогическом процессе? Какую стратегию выбрать? Ответы на эти вопросы приходилось искать здесь и сейчас. Не всегда это было легко.

На практических занятиях человек неизбежно встречается с самим собой. И эта встреча высвечивает не только наши сильные стороны, но и имеющиеся ограничения. Зато, по словам, одной из коллег, можно почувствовать себя на месте наших ребят, лучше понять их трудности и опасения.

На понимание личности наших ребят была направлена и коллегиальная работа с индивидуальными программами сопровождения, важность которой отметили все. Именно такая работа приближает нас к человеку, помогает в будущем не просто применять уже готовые методы и приемы, а подбирать их индивидуально под ситуацию и даже создавать новые. Потому что, как сказал социальный терапевт из Германии Штефан Зигель-Хольц, «не специальные знания и методы прокладывают дорогу помощи, а точное восприятие и желание понять».

Внутрикорпоративное обучение сотрудников стало возможным благодаря поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и социальному проекту «От детства к зрелости».

Текст: Юлия и Светлана Токаревы