«В плане другой жизни — не знаю, как быть»

Людмила Кропачева, или Люся, как называют ее друзья, приехала из психоневрологического интерната на проект сопровождаемого проживания в НКО «Благое дело» совсем недавно. Раньше она жила в одной палате с шестью людьми, теперь у нее есть своя комната, новая работа в керамической мастерской, — в ПНИ Люся чистила рыбу, — и свобода ходить в магазин тогда, когда ей понадобится, а не когда отпустят.  В 2018 году НКО «Благое дело» первым на Урале открыло проект сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью. Сейчас в нем участвует 14 «особенных» взрослых, которым команда организации помогает жить вне стен специальных учреждений.

Люся

Люсе 37 лет, в Верх-Нейвинский поселок, где находится «Благое дело», она приехала из психоневрологического интерната. По многим меркам Людмила очень самостоятельная — она быстро учится ведению быта, сама может сходить в магазин и поухаживать не только за собой, но и помочь другим. Девушка очень любит музыку, такую, чтоб можно было изобразить игру на невидимых барабанах. Иногда Люся натягивает до глаз «пацанскую» шапку и громко читает рэп на камеру, у нее получается очень артистично, в театральной студии «Благого дела» девушке уже дали несколько ролей.

В интернате у Людмилы остался парень Леха, но не может уехать, потому что «недееспособный и постоянно падает», как говорит девушка. «Мне не тяжело было его поддерживать и поднимать, — говорит Люда. — Я вообще старалась помогать всем, бабушкам в моей палате, я самая младшая была. Лехе сейчас звоню часто, он тоже сюда хочет».

Кажется, что такой самостоятельной девушке помощь вовсе не нужна. Но как человек, который всю жизнь находился под круглосуточным надзором, она теряется в «большом» мире. Девушка не умеет читать и писать, может только расписываться, но сейчас по средам, четвергам и пятницам она занимается с куратором, который помогает ей выучить алфавит.

«Раньше у меня не было возможности учиться — я работала. Подъем был в 7:30. Умылся — и на работу. Работала в столовой: мыла посуду и бочки, а потом выше-выше — и на рыбу. Чистила рыбу на весь интернат».

Если попросить Людмилу представиться, она ответит: «Людмила Сергеевна». Но все «Благое дело» зовет девушку просто Люся, потому что так ее зовут друзья, благодаря которым она попала на сопровождаемое проживание, Женя и Дима. Они приехали в организацию несколько лет назад и за это время успели стать мастерами деревообработки, купить квартиру и пожениться. Они звали подругу в «Благое дело» на протяжении нескольких лет, но решилась Людмила только сейчас.

«Я боялась раньше, думала, что что-то в интернате изменится, но уже до такой степени все надоело, что я не смогла, не выдержала. Сердце подсказало: “Люда, надо что-то менять”. Сейчас увидела, как здесь, поняла, что назад не хочу. Вообще, выходить на волю многие боятся».

Многие сталкиваются со страхом — вне интерната жизнь непонятна, нужно самостоятельно заниматься бытом и выстраивать жизнь независимо, по этой причине кто-то предпочитает оставаться в привычной обстановке. Потому и необходимо давать людям с инвалидностью выбор: остаться или уйти.

Люся на работе в керамической мастерской

Люблю ходить далеко!

Самым тяжелым в прошлой жизни Люся называет несвободу. Попав на проект сопровождаемого проживания «Благого дела», она многому удивлялась. Что душ в доступе ежедневно, а не раз в неделю, как в пни, что не нужно отпрашиваться, что научилась пользоваться мультиваркой и плитой, что можно ходить в гости к другим ребятам с сопровождаемого проживания.

«До работы идти дальше, чем раньше, но мне даже нравится. В интернате мы выходили только раз в неделю, в магазин на два часа. Я в шоке, что научилась пользоваться мультиваркой, а раньше не представляла, что это такое. И что покупать могу, что захочу. Вот захочу борщ, готовлю борщ. Или суп с макаронами! А куратор подсказывает, как приготовить. Я хочу научиться всему! В плане готовки я, конечно, многое умею, а в плане другой жизни — не знаю, как быть».

Именно для того, чтобы «другая жизнь» перестала быть «другой» и стала «своей» и нужны кураторы. Это люди, которые подсказывают не только как вести быт и готовить суп «Волшебный» с макаронами, но и помогают адаптироваться к миру, не ограниченному стенами интерната. А это гораздо сложнее, чем пользоваться мультиваркой.

«Сейчас живу в своей комнате, я до сих пор называю ее палатой, не могу пока привыкнуть к слову “комната”. В пни я мечтала купить, но в палате жило семь человек, и поставить туда что-то еще было невозможно — все занято кроватями. Я была в шоке, когда приехала из детского дома и увидела, как много в комнате кроватей. А в квартире я никогда не жила, это моя первая».

Вещей у Люси немного, и они умещались в маленьком комоде — иначе никак, больше личного заводить нельзя, не влезет в комнату. Еще в пни остался купленный на собственные деньги телевизор. Девушка не жалеет. Говорит, что сейчас в экран смотреть не хочется, больше нравится гулять и посещать события в Инклюзивном культурном центре «Благого дела». Недавно там была дискотека с караоке, где Людмила спела любимые треки Никиты Малинина «Котенок» и «Вспышка в ночи».

Еще Люсе важно обустроить свою комнату «так, как хочется». Привезти фиалки, оставшиеся в интернате, они очень дороги, так как, чтобы их получить нужно было «бегать» и просить отростки. Купить зеленый диван, потому что он напоминает о лете, и заставить всю комнату зеленью, обязательно повесить красивые шторы и создать собственный уют.

На занятиях театром

В первый раз

Каждое предложение Люси заканчивается тем, что она в шоке от того, что делала впервые, и у нее получилось. Например, создавать кружки в керамической мастерской, где она сейчас работает. Проект сопровождаемого проживания в «Благом деле» невозможен без трудоустройства. В организации открыто семь мастерских, в каждой из них новички пробуют себя, чтобы выбрать, что понравится больше, найти подходящий коллектив и профессию.

Сейчас Люся волнуется от предвкушения встречи Нового года в непривычной обстановке. Она участвует в праздничном спектакле театральной студии и даже уже почти выучила слова, скоро побывает на инклюзивном рождественском балу, проведет ночь с 31 декабря на 1 января так, как сама захочет.

«Здесь для меня все впервые, там не было ни балов, только елка с трех до пяти, потом ужинали, слушали президента и ложились спать. Еще смотрели фейерверк через забор, там мужчина жил, который специально пускал салют, чтобы мы видели. Я мечтаю, чтоб у меня была сказка! Новый год — мой любимый праздник. И я в шоке, что справлю его, живя в квартире».

В своей первой в жизни квартире с соседкой Олей

У Люси есть соседка по квартире, Оля. Всего в проекте сопровождаемого проживания «Благого дела» участвует 14 человек, живущих в шести квартирах. Им некуда идти кроме возвращения в интернаты. Чтобы проект продолжался, Министерство социальной политики Свердловской области выделило нашей организации субсидию до апреля 2024 года.

Текст Екатерины Юрковой.