Для многих рождение нейроотличного ребенка означает, что семье придется ухаживать за ним на протяжении всей жизни. Проект «Сопровождение взросления в обучении, труде и творчестве» направлен на помощь семьям в социализации и бытовой самостоятельности нейроотличных детей с раннего возраста. Сегодня рассказываем о том, как проходят занятия проекта.
НКО «Благое дело» основана как организация, которая помогает взрослым с инвалидностью. Но чем больше мы работали, тем больше понимали, что начинать обучение и социализацию ребят нужно с раннего возраста. Поэтому уже четыре года наша команда взаимодействует с Благотворительным фондом «Абсолют-помощь», работа которого направлена на поддержку детства и формирование доступной среды для детей, находящихся в уязвимой ситуации.
Социально-бытовые занятия для участников проводит куратор проекта сопровождаемого проживания и руководитель бумажной мастерской Елена Бурдина. Двухчасовые встречи проходят на учебной квартире, где у ребят есть возможность готовки на настоящей кухне, работы со стиральной машинкой, пылесосом, утюгом и прочими привычными для современного человека предметами быта.
Курсы занятий цикличны и включают в себя выход за пределы квартиры. Например, походы в магазин, в котором участники учатся находить нужные товары, взвешивать овощи и фрукты и знакомятся с системами оплаты. Многим сложно дается счет, потому предварительные занятия посвящают внешнему виду банкнот, обсуждению стоимости товаров. Участники уже попробовали сходить в магазин по одному с небольшим списком продуктов. Главной задачей было взаимодействие с продавцом.
Все перечисленное повторяется по несколько раз — чтобы ребята могли закреплять и совершенствовать свои навыки. Конечно, здесь проявляется то самое искусство маленьких шагов, в котором не ждут больших достижений, но радуются каждому успеху.
«Когда чему-то учишь, в моменте кажется, что все зря. Но мы на примерах наших ребят точно знаем, что нейронные связи могут образоваться чуть позже, и проявиться даже через пять лет. Но проявиться».
— Руководитель проекта сопровождаемого проживания Мария Калинина
Во время занятий родители находятся в соседней комнате — так ребята не ждут постоянной подмоги, а учатся справляться сами. Помощь нужна только для сложных моментов, например, Лиза не любит воду, потому учится ручной стирке вместе с мамой, а Настя панически боится обжечься, готовить ей тоже помогает мама.
«В основном же мамы просят время на совместное обсуждение. Для них это и отдых для детей, и возможность обменяться опытом».
— куратор проекта сопровождаемого проживания и руководитель бумажной мастерской Елена Бурдина
Занятия заканчиваются чаепитием, так как занятия предполагают момент общения. Раньше ребята сидели и ждали, когда для них накроют стол, а теперь помогают младшим и ухаживают за родителями.
«Пять-шесть лет — самое хорошее время для обучения бытовым навыкам. Мы не можем дать гарантии, что каждый в будущем сможет ухаживать за собой, но заниматься этими уроками нужно. Пока шанс на жизнь вне стен интернатов есть, мы работаем».
— куратор проекта сопровождаемого проживания и руководитель бумажной мастерской Елена Бурдина
Елена Александровна с трепетом рассказывает о маленьких победах учеников: кто-то научился самостоятельно стирать свое нижнее белье и носки, другой стал вешать на место одежду, а не просто кидать на пол, третий теперь всегда дома моет посуду или помогает в лепке пельменей. И в этом главное искусство профессии куратора — научиться радоваться таким новостям, не требуя большего, но надеясь, что это большее возможно.
Занятия учебной квартиры возможны благодаря проекту «Сопровождение взросления в обучении, труде и творчестве», который поддержал Благотворительный фонд «Абсолют-помощь».
Текст Екатерины Юрковой.