В «Благом деле» опробовали новые методики диагностики нейроотличных детей

27 июня в АНО НПСПО «Благое дело» приезжали студенты Уральского государственного педагогического университета. Они провели входную диагностику участников проекта летней занятости для нейроотличных детей. Исходя из ее результатов будет скорректирована программа работы с каждым из ребят. После завершения проекта, при помощи такой же диагностики, определят прогресс и будущие пути развития ребенка.

Уже четыре года наша команда взаимодействует с Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь», благодаря чему «Благое дело» устанавливает контакт с семьями детей с инвалидностью. Важно включить детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социальный круг как можно раньше — чтобы они могли более гармонично входить во взрослую жизнь. Также это помогает раньше начать диагностику состояния ребенка и сформулировать рекомендации, способные помочь ему вырасти более гармоничной личностью.

Причина, по которой мы решили пригласить сторонних экспертов, также заключается в том, что грантодатели все строже отслеживают качество заявляемых проектов. Их интересует не просто описание работы и мероприятий, но и доказательства эффективности практик грантополучателей.


«На сегодняшний день в “Благом деле” есть только двое специалистов по работе с детьми. А лучшие эксперты — люди со специальным образованием, потому мы и решили пригласить преподавателей и студентов УрГПУ. Они выбрали практикоориентированные методики. Фактически во время диагностики ребята выполняют понятную для них работу, параллельно с ними разговаривают, стараясь зафиксировать, насколько им понятно задание, знают ли предметы, которыми пользуются, называют ли их».

— Руководитель проекта «Сопровождение взросления в обучении, труде и творчестве». Лариса Макарова

В Верх-Нейвинский приехали студентки третьего курса по профилю «Олигофренопедагогика». Они же — участницы «Лаборатории социально-средовых и психолого-педагогических исследований». Для диагностики преподаватели вместе со студентками разработали мониторинги, направленные на определение трех основных составляющих: общие трудовые и коммуникативные умения, а также личностные особенности. При заполнении мониторинговых карт, ребят оценивали во время занятия аппликацией. Так, у участников не возникало стресса, который мог повлиять на результаты исследования.


«Как ни крути, нет универсальных методик диагностики, которые подошли бы всем. А на своем уровне сделать продукт творчества может каждый, потому именно в процессе деятельности мы и оценивали сформированность многих компетенций. Один из самых важных моментов: у ребенка не должно быть ощущения, что его проверяют».

— Преподаватель кафедры специальной психологии Института специального образования УрГПУ Галина Труфанова

У ребят такого ощущения и не было — они общались с новыми людьми, а значит, смогли расширить свои социальные контакты. Приезжие специалисты не только опробовали методы диагностики, но и познакомились с «Благим делом»: девушкам провели экскурсию, а в мастерской шерсти и фетра даже устроили мастер-класс по рисованию. Для «Благого дела» приезд специалистов из разных сфер — всегда возможность установить полезные контакты для будущей работы. И мы рады, что гости разделяют наше желание.


«Я давно хотела попасть в эту организацию, потому что ваш опыт уникален. Сейчас для детей с ограниченными возможностями здоровья более-менее создаются условия, а для взрослых после окончания школы социальная жизнь заканчивается. Здесь мы видим продолжение развития для таких людей, который как “луч света в темном царстве”. Этот опыт нужно обязательно поддерживать и распространять. Я рада, что сотрудничество между университетом и «Благого дела» зародилось. Мы можем взять возможности двух организаций, умножить друг на друга и получить нечто действительно полезное и хорошее».

— Ассистент кафедры логопедии и клиники гезонтогенеза УрГПУ Александра Ларина

«Нам как студентам очень важно уже сейчас реализовывать свои компетенции и получать фундамент навыков, которые пригодятся в профессии. Для нас это ценный опыт и хорошая база для будущего».

Дарья Вибе

«Эмоции только светлые, здесь я чувствовала себя в доверительной атмосфере, спокойно и защищенно».

Екатерина Субботина

«Во время экскурсии мы познакомились с руководителями мастерских и увидели, что им очень нравится их работа. Было интересно посмотреть, как взаимодействуют с людьми с инвалидностью уже взрослые педагоги, и поучиться у них. Видно, что здесь учитывают особенности нейроотличных людей».

Анна Ванина

Чтобы отследить динамику: произошло ли формирование навыков, изменились ли интересы и мотивация ребят, — диагностику также проведут и в конце проекта, через 15 месяцев. Исходя из того, какую картину увидят исследователи, они дадут рекомендации родителям и специалистам, благодаря которым те смогут более осознанно сопровождать ребят в их взрослении.

Летняя занятость бесплатна для родителей благодаря проекту «Сопровождение взросления в обучении, труде и творчестве», который поддержал Благотворительный фонд «Абсолют-помощь».

Текст Екатерины Юрковой.

Спасибо, что дочитали до конца!

В наши ремесленные мастерские и творческие студии ежедневно приходят дети и взрослые люди с инвалидностью. Тут они обучаются ремеслу, искусствам, участвуют в культурных проектах и пробуют жить самостоятельно. Ваша поддержка помогает нам приобретать необходимые материалы и оплачивать работу специалистов.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.