Керамическая мастерская «Благого дела» — самое таинственное место. Здесь, как в волшебной лавке на полках скрывается множество чудес: полки с надписью «сырец», ангелы разных форм и размеров, блестящие глазурованными боками кружки и расписанные вручную тарелки. И никто не знает, сколько замечательных изделий кануло в небытие из-за сложности и непредсказуемости работы с глиной…
Одним из самых волнительных моментов мастера керамики называют открытие печи, после обжига готовых изделий. Ведь сложно предугадать — что из сделанного будет пригодным для продажи, а что искривится или потрескается. Получается, что каждый день работы в этой мастерской помогает ее мастерам привыкать к изменчивости мира, в котором очень много нюансов и все может пойти не по плану.
Изделия керамической мастерской
Возможно, поэтому и обстановка в этом месте спокойная. Мастера отмечают, что никто никогда не спорит и не ругается. Даже строгих правил, кроме необходимости уборки за собой, нет. С утра каждый знает, какую операцию нужно выполнять именно ему, и приступает к работе, сам регулирует перерывы и отслеживает расписание.
«Все разные. Тем, у кого больше педантичности и перфекционизма, мы даем мелкую и скрупулезную работу, например, делать ангелов. Другим это сложно, и тогда мы пытаемся найти иное занятие. Если бы все умели все — было бы замечательно, но мы всегда в поиске новых подходов и идей».
— Руководитель креамической мастерской Михаил Малков
Так, Андрей давно учится делать кружки, в которых самое сложное — это примазать ручку к готовой форме. А так как в этот момент изделие еще не побывало в печи, оно сырое и мягкое — его легко деформировать. Кураторы отмечают, что уже почти сдались и хотели и вовсе отказаться от производства кружек, но Андрей продолжал совершенствоваться, и в итоге смог научиться большей аккуратности.
Мастера за работой
А вот Люся и Катя — «универсальные солдаты», они умеют многое, потому не зацикливаются на одной операции, создавая то, что необходимо заказчикам прямо сейчас. Есть в мастерской и художники, например, Дима Крылов, который разрабатывает собственную коллекцию эскизов, чтобы расписать ими кружки и тарелки. Раньше Диме предлагали выбирать из готовых картин мировых художников, например, создать реплику Альфонса Мухи и перерисовать портрет Павла Бажова. А сейчас мастеру дали полную свободу, и кураторы с нетерпением ждут, что же решит создать сам Дима.
Увидеть готовые изделия керамической мастерской можно на нашем сайте Fromural.ru
Продолжается наш проект «Школа мастеров — обучение трудовым навыкам людей с ментальной инвалидностью», поддержанный Фондом президентских грантов. В «Благом деле» профессию осваивают 25 взрослых от 18 до 45 из Верх-Нейвинского поселка и Новоуральска.
Текст Екатерины Юрковой.