Уже второй год в «Благом деле» работает музыкальная студия Татьяны Сурь. Каждую неделю по два часа нейроотличные мастера прислушиваются к собственным ощущениям, учатся работать в команде и слышать жизненный ритм другого человека, идут к внутренней гармонии и умению проявлять себя через музыку и движение.
Занятия Татьяны Сурь начинаются каждый раз по-разному — в зависимости от состояния группы. Если ребята готовы сразу активно войти в процесс, то включение происходит через голос, дыхание и жестовую разминку. Если же состояние более нежное и расслабленное, Татьяна играет на музыкальных инструментах. Вовлекаясь в активное слушание, студийцы постепенно «разогреваются».
«На занятия ребята идут из мастерских, то есть с утра они уже поработали. Я же хочу переключить их, так как в слушании музыки задействованы совсем иные части мозга, чем при работе руками. Так получается наиболее качественный отдых».
Руководитель музыкальной студии Татяна Сурь
Упражнения в студии направлены на то, чтобы ребята могли продышаться, прислушаться к себе и другим, полноценно вовлечься в процесс танца или музицирования. Одной из главных задач занятий Татьяна Сурь называет самоорганизацию, при которой человек чувствует, как быть в свое время в своем месте и, например, в композиции прозвучать именно там, где требуется.
Есть упражнения, в которых нужно найти тон, заданный другим человеком, обратить внимание на высоту голоса или звука инструмента, запомнить его партию. И не для всех это просто, так как эмоциональная сфера у некоторых нейроотличных людей заторможена, им сложно выйти за предел того, к чему привыкли и обратить внимание на кого-то кроме себя. В этом смысле занятия музыкальной терапией помогают стимулировать развитие в сторону более качественной взаимной коммуникации.
Достигнутые студией результаты сложно объяснить графиками или схемами, здесь не стремятся поставить концертные номера. По мнению Татьяны Сурь в некоторых случаях отчетные выступления могут мешать и слишком давить на участников студии. Гораздо важнее замечать изменения в поведении ребят. Так, Ксюше Красильниковой раньше было сложнее проявляться через звучание. Сейчас все еще непросто, но она уже делает шаги к тому, чтобы ее голос стал слышен. Ване Калинину непросто было сонастроиться с группой, но потихоньку он включается в коллективную деятельность. Женя Волосков, когда слышит музыку, становится неудержимым — ему важно отдаться танцу или пению несмотря ни на что. Вместе с Татьяной он постепенно учится слышать слово «стоп» и уступать место другим студийцам.
Музыкальная арт-терапия и приемы орф-педагогики помогают нейроотличным людям скорректировать состояние и создать для них безопасную среду, в которой будет нестрашно проявляться.
Татьяна Сурь, танцующий музыкант по образу жизни и официальному образованию (преподаватель по классу фортепиано, учитель музыки в школе), посетившая множество семинаров по орф-педагогике, практической психологии, телесным практикам. Член педагогического общества Карла Орфа «ROSA», практикующий орф-педагог, учитель музыки в вальдорфской школе, ведущая регулярных занятий и семинаров по круговым танцам народов мира, многолетний организатор семейного творческого лагеря.
Проект «От детства к зрелости. Сопровождение взросления», частью которого является музыкальная студия, реализуется при поддержке Благотворительного Фонда «Абсолют-помощь».
Текст Екатерины Юрковой, фото Сергея Русакова.
Спасибо, что дочитали до конца!
В наши ремесленные мастерские и творческие студии ежедневно приходят дети и взрослые люди с инвалидностью. Тут они обучаются ремеслу, искусствам, участвуют в культурных проектах и пробуют жить самостоятельно. Ваша поддержка помогает нам приобретать необходимые материалы и оплачивать работу специалистов.