В экспертную группу проекта «От детства к зрелости. Сопровождение взросления» вошла команда Института социального образования Педагогического университета. Ее задача — провести диагностику участников на первом этапе проекта и по его завершении. Первичная проверка уже завершена, о ее результатах команде «Благого дела» рассказала эксперт Александра Ларина.
«От детства к зрелости. Сопровождение взросления» помогает в социализации и профориентации нейроотличных детей и молодых взрослых. Часто после окончания школы они оказываются запертыми в четырех стенах, а семьи живут с «вечным ребенком» на руках. В такой ситуации страдают и дети, и взрослые, а после ухода родителей из жизни, люди с ментальной инвалидностью и вовсе попадают в психоневрологические интернаты. Мы убеждены, что получить профессию и социализироваться нейроотличные люди могут, но им необходима специальная помощь, которую оказывает команда «Благого дела».
Проект начался с летней занятости для детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, а продолжился занятиями по профориентации. Также продолжаются встречи с социальным педагогом, обучение бытовым навыкам, занятия театра «Балаганчик» и «ТЮК», студии декоративно-прикладного искусства «Я сумею!» и уроки по развитию мелкой моторики. Обучение направлено на то, чтобы ребята приобрели как можно больше навыков, которые понадобятся им в жизни. В проекте участвуют и молодые взрослые — те, кто старше 18, но младше 35. Они не просто посещают профориентационные занятия, но уже работают в выбранных ими мастерских.
Обучение бытовым навыкам в тренировочной квартире «Благого дела»
В Институте социального образования для студентов создали факультатив «Диагностическая лаборатория». Ее участники создали для «Благого дела» методологию, при которой ребята не просто проходят тесты, но занимаются интересной деятельностью, например, аппликацией.
«Новых методик никто не изобретает. В специальной педагогике и психологии уже есть устоявшиеся инструменты, но их важно изучать, правильно применять и комбинировать. Для “Благого дела” важен общий триединый подход, — труд, обучение и искусство, — который мы применяем и в работе со взрослыми, и в работе с детьми».
Руководитель научно-образовательного отдела Юлия Токарева
Участников летней занятости диагностировали летом, а занятий по профориентации — в ноябре. На встрече Александра Ларина говорила о том, что в данный момент речь идет не о том, чтобы проверить академические знания ребят. А о том, чтобы заметить, с какими проблемами участники проекта могут столкнуться в будущем и помочь им адаптироваться к жизни в окружающем современного человека мире. Общие точки роста группы на данный момент заключаются в развитии коммуникативных навыков и мелкой моторики.
Работа в мастерских «Благого дела»
В ходе диагностических занятий смотрят: как участники осваивают пространство, знакомятся, делятся ли ребята материалами, идут ли на коммуникацию, — и многое другое. При таком подходе участники не воспринимают занятие как экзамен или тест, следовательно, меньше нервничают и могут раскрыться в естественной обстановке. Такой же подход команда экспертов применит и в конце проекта, увидев, как изменилось поведение того или иного участника.
«Мы понимаем, что после окончания школы этим детям будет некуда пойти, и знаем, что один из путей ведет в “Благое дело”, поэтому важно, чтобы они познакомились с организацией заранее. Также нужно создать условия, в которых было бы погружение в реальную ситуацию. Ребята приходят в настоящую мастерскую, видят, что такое работа, конечное изделие, и начинают понимать, что такое труд. В тренировочных квартирах же целенаправленно учат бытовым навыкам, которые пригодятся здесь и сейчас».
Методист научно-образовательного отдела Светлана Токарева
Кроме того, проект дает участникам несколько важных для адаптации преимуществ:
— Знакомство с более сложным социальным окружением. В «Благом деле» их встречает уже не семья и не школа, а новые люди, с которыми нужно выстроить отношения. И это вызов, который позволяет расти, но и безопасное пространство, в котором понимают сложности ребенка и принимают их.
— Осмысленность действий, при которой участник осознает, зачем он чему-то учится в тренировочной квартире, в мастерской, в студии. Может, за весь рабочий день человек смог скатать лишь один шарик, но он знает, что его силы не будут потрачены зря, а этот шарик используют для реального изделия. И так в каждой мастерской.
Проект «От детства к зрелости. Сопровождение взросления» родился и продолжается благодаря запросу от родителей. Как тех, кто уже посещал наш Родительский клуб, так и тех, кто узнал о нашей организации благодаря сарафанному радио. Также с работой «Благого дела» давно знакомы и школы. Классы приезжали к нам много лет, учителя говорят, что для детей это большая помощь и возможность переключить внимание, а также работа на перспективу трудоустройства.
Проект «От детства к зрелости. Сопровождение взросления» реализуется при поддержке Благотворительного Фонда «Абсолют-помощь».
Текст Екатерины Юрковой.
Спасибо, что дочитали до конца!
В наши ремесленные мастерские и творческие студии ежедневно приходят дети и взрослые люди с инвалидностью. Тут они обучаются ремеслу, искусствам, участвуют в культурных проектах и пробуют жить самостоятельно. Ваша поддержка помогает нам приобретать необходимые материалы и оплачивать работу специалистов.