Просто мы не думаем словами

Так называемая «сеть самоадвокации аутистов» (Autistic Self-Advocacy Network, ASAN) сформулировала свои предложения по созданию доступной среды для людей с аутизмом. Эти тезисы адресованы организаторам научных симпозиумов и конференций. На мой взгляд, они могут быть полезны всем руководителям, которые заинтересованы в сотрудниках с аутизмом.

Дональд Триплетт, первый человек с диагнозом «аутизм».
Дональд Триплетт, первый человек с диагнозом «аутизм».

 

О МАЛЕНЬКИХ ГРУППАХ И ПРОБЛЕМЕ «ПРАВИЛЬНЫХ СЛОВ»
Многие люди с аутизмом отмечают, что им трудно находить «правильные слова». Для некоторых из них слова родного языка все равно, что иностранный язык: они «не думают словами». Слова — это лишь отдаленный и не- точный перевод мыслей, которые они хотели бы выразить. Проблемы с коммуникацией уменьшаются в маленьких группах. Если в процессе работы в группе приходится что-то обсуждать, лучше это делать в отдельной комнате. Большие группы людей могут провоцировать перегрузку у людей с аутизмом, так как им трудно обрабатывать одновременно речь и невербальные сигналы собеседников, понимать социальные нюансы поведения других людей.

ПОЧЕМУ ВАЖНО СЛЕДОВАТЬ ПЛАНУ
Если предстоит мероприятие, необходимо предоставить участникам его план, программу или материалы заранее. А затем важно четко придерживаться намеченного. Внезапное изменение программы накануне или даже в процессе мероприятия может крайне негативно сказаться на таких сотрудниках. Вплоть до того, что люди с аутизмом окажутся «выбитыми из колеи»: мероприятие станет для них недоступным.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ШУМОВЫХ ПОМЕХ
Старайтесь не проводить мероприятия в шумных помещениях (возле работающих механизмов, офисных фонтанов, на фоне работающего радио или
других источников посторонних шумов). Из-за нарушения центральной обработки слуховой информации многие люди с аутизмом не воспринимают речь, если присутствует посторонний шум. Им попросту трудно отделить шумы от речи. Иногда поговорить с человеком помогает такой простой прием, как закрытые двери в коридор.

О ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К РАЗНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ
Еще один способ помочь людям с повышенной чувствительностью к звукам — предлагать одноразовые беруши во время «громкого» мероприятия. Следите за уровнем громкости, если пользуетесь микрофоном. Резкие неприятные звуки в усилителе могут заставить некоторых людей с аутизмом полностью отключиться. Попросите также участников мероприятия, по возможности, не пользоваться духами и другими косметическими средствами с сильным запахом (шампунями, лосьонами). У некоторых людей с аутизмом сильные запахи могут вызвать сенсорную перегрузку. Идеальным для людей с аутизмом является естественное освещение. Если оно невозможно, то освещение лампами накаливания люди с аутизмом переносят гораздо легче, чем флуоресцентные лампы, которые могут вызвать тяжелые сенсорные проблемы, вклю- чая потерю баланса, головокружение и нарушения коммуникации. Фотографирование со вспышкой может спровоцировать судорожные приступы у людей с эпилепсией. Эпилепсия часто сопутствует аутизму.

Ким Пик и Барри Морроу. Ким Пик выработал собственную технику чтения, которая позволяла не тратить больше 10 секунд на изучение книжного разворота.
Ким Пик и Барри Морроу. Ким Пик выработал собственную технику чтения, которая позволяла не тратить больше 10 секунд на изучение книжного разворота.

 

ЗАЧЕМ НУЖНА КОМНАТА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Если вы работаете с аутичными людьми, выделите комнату для сенсорных перерывов — безопасное место, куда человек может пойти и восстановиться от чрезмерной стимуляции или стрессовой ситуации. Комната для сенсорного отдыха должна быть легко доступной и обязательно свободной от внешних источников стимуляции (например, нельзя использовать для этого комнату рядом с лифтом или эскалатором).

КАК ПОДАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ
Многие столкнувшиеся с проблемой аутизма отмечают, что даже хорошо владеющему речью человеку с аутизмом иногда проще объясняться знаками и символами. Международная сеть аутистов (www.autreat.com) разработала цветную систему социальных сигналов. Она представляет собой бейдж, в который можно помещать разноцветные кусочки бумаги. Если аутичному человеку необходимо ограничить социальное взаимодействие, он может надеть красный бейдж, что означает: «Пожалуйста, не обращайтесь ко мне и не говорите со мной». Желтый цвет означает: «Со мной могут общаться только люди, которых я уже знаю, не незнакомцы». Зеленый квадратик разрешает комму- никацию: «Я открыт для общения». Вот уже 10 лет цветные бейджи используются во время ежегодной конференции сообщества людей с аутизмом.

ПОЧЕМУ ИНОГДА СТОИТ УЙТИ В ОНЛАЙН
Необходимо сделать устный и письменный язык общения с людьми с аутизмом максимально понятным с семантической точки зрения. Люди с аутистическими особенностями часто не понимают переносного значения слов, подтекста, иронии. Если заранее записать вопросы, которые будут заданы людям с аутизмом (сделав буквы крупными, легко читаемыми), это значительно облегчит их участие в диалоге. Задавая вопросы, убедитесь, что у людей с аутизмом достаточно времени на их обдумывание. Замените часть общения «в реале» онлайн-коммуникацией (через сети и программы, предоставляющие услуги чата, как Skype, но без телефона и видео, только с помощью текста). Разговоры и встречи по телефону могут вызывать проблемы у людей с нарушениями обработки слуховой информации: им сложнее понять голос, чем текст.

И ВСЕ-ТАКИ: «БОЛЬНЫЕ» ИЛИ «ДРУГИЕ»?
Прежде чем характеризовать человека с аутизмом как «больного» или «страдающего аутизмом», выясните, считает ли он себя таковым. Есть разница между понятиями «больные» и «другие». Если первый термин вызывает сочувствие и стремление опекать, то второй — желание понять, узнать больше, познакомиться
ближе. И это то, в чем люди с аутизмом более всего нуждаются. «Коммуникация — это активный динамический процесс между двумя или более людьми. Это не то, что может делать или не делать один человек; это то, что люди делают вместе. Да, те из нас, кто обладает нестандартной коммуникацией, вынуждены прикладывать дополнительные усилия, чтобы уменьшить замешательство и сопротивление наших партнеров по коммуникации. Однако другие также должны приложить такие же (иногда немного большие) усилия ради нас. Нам необходимо, чтобы другие вступали с нами в коммуникацию на наших условиях, потому что в противном случае коммуникация вообще не состоится. Коммуникация — это дорога с двусторонним движением…»