Джудит Скотт родилась в 1943 году с синдромом Дауна и большую часть жизни провела в приюте для людей с умственными ограничениями. А оказавшись на воле вдруг стала всемирно знаменитой художницей. Сегодня ее работы оценивают в 20 тысяч долларов и выше. В истории и творчестве Джудит много загадок для исследователей человеческой психики и искусствоведов. А для всех прочих много надежды.
ПЕСТРОЕ СЧАСТЬЕ, КОТОРОЕ КОНЧИЛОСЬ
Джудит Скотт знала о том, как выглядит счастье, больше, чем кто-либо другой. До семи с половиной лет она купалась в нем, пробовала на вкус, вдыхала его ни с чем несравнимый запах. Сестра Джойс тоже была счастьем. Каких только игр не выдумывала эта неразлучная парочка! Сестра рассказывала Джудит сказки на ночь, а утром девчонки снова неслись по пыльным тропинкам куда-нибудь в заросли кукурузы навстречу приключениям. А потом наступила осень, и счастье кончилось. Джойс пошла в первый класс. Джудит тоже отвели в школу, но лишь однажды. Там от нее чего-то хотели, что-то спрашивали, но что?..
О том, что у Джудит синдром Дауна, родителям сообщили лишь через несколько месяцев после рождения близнецов и сразу поставили на ней крест. Сестра Джойс была абсолютно здоровой. Джудит не повезло дважды: в младенчестве она перенесла скарлатину, которой чудом избежала сестра, после чего потеряла слух. Невероятно, но о ее глухоте никто не догадывался в течение нескольких лет, а неспособность говорить и воспринимать вербальную информацию приписывали глубокой умственной отсталости.
Только Джойс умела разговаривать с Джудит, почему-то никого другого она не могла понять, даже маму с папой. До конца жизни она не поняла и того, что случилось страшной ночью 18 октября 1950 года. Она проснулась на руках у отца, он нес ее к автомобилю. Было темно. Теперь в ее жизни всегда будет сумрачно. И родителей у нее больше не будет: опекуном девочки отныне станет штат Огайо. Дом, в который отвезли семилетнюю девочку, назывался приютом для слабоумных.
А ОНА ПРОСТО НЕ СЛЫШАЛА…
Располагалось заведение, куда определили Джудит, в городе Коламбус, в ста милях от родного дома. Здесь провела она взаперти 36 лет. О том, что переживала Джудит, мы можем только догадываться. Больными детьми в тех домах никто, по сути, не занимался. В одном кратком отчете рас- сказывается о том, как у девочки конфисковали карандаши, когда она попыталась присоединиться к группе рисующих детей. Ей объяснили (!), что она слишком умственно отсталая для таких занятий. Эта запись особенно интересна, ведь речь идет о человеке, чьи работы пополнят коллекции ведущих музеев мира. Но мы забегаем вперед.
«ОТКРОВЕНИЕ» ДЖОЙС
Ее сестра-близнец Джойс росла очень печальным ребенком, и все последующие годы она посвятила тому, чтобы заполнить эту пустоту. Джойс стала медсестрой и решила посвятить свою жизнь заботе о больных детях. Много лет она работала с людьми с синдромом Дауна — сначала как медсестра, после как клинический психолог, психотерапевт, специалист по развитию.
Джойс пишет стихи и книги, много выступает на международных конференциях, в СМИ. Тема одна: борьба за права людей с умственными ограничениями. Когда Джойс было 42 года, она сказала: «Хватит!» Тот момент женщина называет «откровением». Джойс приняла решение и была готова бороться до конца. Она нашла интернат, где жила сестра, и начала навещать ее, иногда вместе со своими дочерьми. В 1986 году наконец удалось оформить опеку — Джудит покинула «гостеприимные стены тюрьмы» и уехала к сестре в Окленд, штат Калифорния.
ИВОВЫЕ ПРУТИКИ, ПЕРВЫЕ СЛОВА И ПРОРЫВ В ИСКУССТВЕ
В Окленде располагается первый в мире центр развивающих искусств для людей с умственными ограничениями «Creative Growth Art Center». Конечно, Джойс записала туда сестру. Но до поры ни один из художественных классов не интересовал Джудит: ни лепка, ни живопись, ни керамика, ни рисунок. Пока однажды…
В тот день, когда Джудит попала на занятия к художнице по текстилю Сильвии Севенти, случилось сразу несколько не- вероятных событий. Во-первых, Джудит, наконец, обратила внимание на то, что происходит на уроках. Во-вторых, она тут же создала свою первую работу. В-третьих, как считает крупнейший исследователь ее творчества, художник и психиатр Джон Макгрегор, в тот самый день Джудит Скотт совершила прорыв в искусстве. Созданные ею тогда трехмерные объекты невозможно отнести к какому-либо направлению, и даже названия им подобрать нельзя. Что это было? Да просто ивовые прутья, обмотанные пряжей и тканью. И в-четвертых, она… научилась говорить.
В РЕЖИМЕ NON-STOP
С тех пор она не останавливалась в своем творчестве до самой смерти. За это время из ее крошечных ручек вышло более двух сотен скульптур-коконов разного размера — от миниатюрных до гигантских. Заканчивая одну скульптуру, она с силой отталкивала ее от себя, отряхивала ручки и тут же принималась за следующую. Ее называли «матриархом студии». Руководители Центра очень быстро поняли, что имеют дело с настоящим талантом и разрешали Джудит практически все. Только у нее одной был свой собственный стол для работы. Только ей разрешалось шарить по всему зданию в поисках каркасов для будущих скульптур. Это могла быть пуговица, веточка, телефон, кресло, велосипедное колесо, фен для волос, тележки из супермаркета… Все, что она могла найти в студии. Джудит работала, не отрываясь ни на что: упорно обматывала, пеленала, укутывала, обвязывала будущее творение тканью и нитками определенных оттенков, со временем становясь все более придирчивой к выбору материала. Многочисленные слои, невероятным образом закрепленные, тугие, узелки, переплетения — сложная, поистине паучья инновационная техника, которую никто пока не смог Первые работы Джудит поражают ярким красок. В них много зеленого — трава; с красного, желтого — солнце, цветы? Или просто Джойс утверждает, что в некоторых скульптурах видит общие воспоминания, а быть может, общие После из рук Джудит стали выходить более объекты — начался рассказ о жизни в приюте, одиночестве. Еще одна тема — вторая половина, «близнецовость», разделенность. Очень многие работы художницы представляют собой парные объекты, иные напоминают близнецов, которые тянутся друг к другу. Со временем работы Джудит Скотт становились все менее предметными: осмыслив свою жизнь, поняв себя, свое место в мире, она стала тяготеть к абстракции.
«ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?»
Ее первая небольшая выставка состоялась в 1991 году, в 1999 прошла более крупная и одновременно вышла посвященная ей книга Джона Макрегора. Джудит Скотт становилась известной. Музеи и галереи по всему миру стали устраивать выставки с ее участием, покупать работы для своих коллекций. Они хранятся в музеях Нью-Йорка, Парижа, Лондона. Цена их доходит до 20 тысяч долларов. При жизни выручка от продажи произведений Джудит клалась на ее трастовый счет, а она так и не узнала, что такое деньги. Некоторые критики называют ее талант сверхъестественным, а ее саму — гением. Другим работы кажутся странными и неприятными. Очень многие признают, что есть в них мистическое. По признанию посетителей выставок, когда они попадают в зал с работами Скотт, по коже у них начинают бегать мурашки — то ли от страха, то ли от священного трепета. После состоявшейся уже после ее смерти уникальной персональной выставки в Лондонском Музее Всего (London’s Museum of Everything), Джудит Скотт в 2011 году обрела статус символа всех «особых» художников. Впрочем, это весьма почетный статус, не так ли? Как бы то ни было, Скотт, сама того не ведая, ответила на вопрос, стоявший на протяжении всего ХХ века: кто имеет право называться художником? Ее работы не диковинки, она не участник ярмарочного аттракциона. Джудит Скотт — творец, она та, кто имеет право. Она умерла в 2005 году у сестры на руках, на 39 лет пережив отпущенный ей медиками срок.
— Знаете, что было самым поразительным в ней? — говорит Джойс Скотт. — То, что Джудит сумела пережить все, что выпало на ее долю. И не просто пережить, а показать всему миру, как тот, кого общество вышвырнуло на помойку, может вернуться и доказать, что он способен на выдающиеся свершения.
Екатерина САВОСТЬЯНОВА
Впервые опубликовано на www.miloserdie.ru