Живопись как человечное отношение к себе

Важнейшая часть занятий художественной студии «Благого дела» диалог куратора и человека с инвалидностью. Спокойная и вдумчивая работа нацелена на то, чтобы участник студии мог заглянуть в себя и найти важные для него образы.

Руководит студией фотограф и художник Ксения Карманова, которая на вопрос, чем они занимаются, отвечает просто: «Общаемся и рисуем». Она уверена, что изначально искусство возникло как стремление человека высказаться, и только после стало декором. Вместе с участниками художественной студии Ксения пробует создавать работы, свободные от стремления «сделать красиво», но отражающие чистые и искренние высказывания.

«Все начинается человеческого отношения к себе и ближним, с желания прислушаться к мыслям и ритму своим и того, кто рядом. Так мы можем выразить свою истинную гармонию, не ссылаясь на что-то почувствовать “здесь и сейчас”»

С участниками студии Ксения проводит и групповые, и индивидуальные занятия, в которых двое людей лучше слышат друг друга, учатся понимать, насколько им комфортно взаимодействовать и как выстраивать границы. Например, кто будет не против подсказки или вмешательства в работу, а кто с этим категорически не согласен.

«От атмосферы в коллективе человек может либо раскрыться, либо закрыться. Мы не только пишем картину, но находимся в пространстве общения. Вместе мы учимся взаимодействовать друг с другом в творчестве, это процесс, который не всегда проходит успешно», — говорит Ксения.

 

Так Лера Уксусова во время рисования почти впадает в транс, замедляется и начинает неосознанно водить кистью по бумаге, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Женя Волосков – индивидуалист до кончиков пальцев. Он – про обособленность и экспрессию, потому ярко защищает свои границы в творчестве. Но ему важно, чтобы куратор наблюдала за ним все время работы.

Не всегда все проходит гладко – иногда ребятам нужно много раз напомнить, как выглядит круг или птица. Порой, кто-то проявляет характер, но есть и те, для кого рисование становится не просто встречей в расписании, но любимым делом. Например, Захар Кельчин, которого Ксения не учила рисовать в привычном смысле, но рассказывала про техники рисования и помогала найти тему для рисунка. «Но я не сидела над ним, — рассказала Ксения. – Перед его отъездом из “Благого дела” назад в интернат мы купили ему все необходимое для рисования. А после он прислал мне фото очень классных картин. Наверное, это лучшая моя работа как учителя».

 

Люди, которые проходят реабилитацию и работают в «Благом деле» очень разные. У каждого — своя гармония и творческое видение. В художественной студии они учатся сосредотачиваться на процессе, создавать не что-то коллективное, но личное, индивидуальное в комфортном для них ритме. Например, рисовать птичек. Таких, как им самим захотелось, в тех цветах, что они выбрали сами.

Художественная студия существует благодаря социальному проекту «Социополис для всех», его поддерживает Фонд президентских грантов.

Текст Екатерины Юрковой.