У истоков психиатрии: изучение и лечение ментальных заболеваний в античную эпоху

Головной мозг является наиболее сложным и наименее изученным органом нашего тела, и потому заболевания, связанные с нарушениями работы мозга, лишь сравнительно недавно перестали быть для ученых большой загадкой. Тем не менее, люди сталкивались с такими болезнями на протяжении всей своей истории и пытались объяснить их причину и найти действенные меры лечения. В том числе это касается и психических расстройств.

О том, как подходили к такой проблеме наши далекие предки в самой глубокой древности никаких точных сведений, понятно, не сохранилось. Но мы можем составить об этом довольно ясное представление на основании этнографических исследований культур народов, живущих или до недавнего времени живших первобытным укладом. В представлении древних людей душевная болезнь виделась результатом вмешательства мистических высших сил – духов, а затем и богов. Те больные, которые испытывали приступы агрессии и вели себя буйно, считались одержимыми злыми духами и обычно изгонялись из общества. Безобидных и тихих, напротив, часто полагали отмеченными печатью благих сил и даже способными напрямую общаться с невидимым миром. В отсутствие медицины как систематического знания никаких методов терапии не существовало, однако порой некоторые эффективные способы открывались случайным образом. Например, в одном ветхозаветном мифе описана история израильского правителя Саула, страдавшего частыми приступами депрессивных состояний, перемежавшихся со вспышками неконтролируемого гнева. Слушание спокойной красивой музыки смягчало эти приступы, и именно поэтому ко двору Саула был приглашен искусный певец и музыкант Давид, чье исполнение действовало на душевное состояние царя наиболее благотворным образом. Хотя это лишь легенда, она явно имела под собой некое реальное основание, поскольку упоминаемый в ней эффект (пусть и небезусловный) влияния музыки на нестабильную психику известен хорошо и сомнению не подлежит.

Давид и Саул (картина Эрнста Йозефсона, 1878 г.)

 

Первые шаги к изучению действительной природы психических болезней были сделаны лишь в эпоху ранних высоких цивилизаций. В Европе еще в VI веке до нашей эры великий греческий ученый Пифагор верно связал ментальные расстройства с нарушениями работы головного мозга – именно мозг он полагал вместилищем рассудка и разума, в то время как органом, отвечающим за чувства, называл сердце. К тем же выводам пришли знаменитые врачеватели Алкмеон Кротонский, бывший учеником Пифагора, и Гиппократ. Последний в одном из своих трактатов указывал:

Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а с другой стороны – огорчения, печаль, недовольства и жалобы происходят от мозга… От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня.
Пифагор — древнегреческий ученый, первым связавший ментальные заболевания с нарушением функций головного мозга

 

Самые древние подробные описания терапевтических методов, применяемых для лечения психически нездоровых людей, равно и классификация душевных расстройств, содержатся в сочинениях выдающегося римского ученого-энциклопедиста и замечательного врача Авла Корнелия Цельса, жившего в I веке нашей эры. Психические заболевания он подразделял на три типа: френит, меланхолию и длительное безумие. И для каждого предлагал различные варианты лечения в зависимости от состояния больного. Методы в отношении тех, кто вел себя агрессивно и представлял опасность для окружающих, нельзя было назвать гуманными. Подобных людей на время приступов буйства Цельс рекомендовал связывать, запирать в темные помещения, подвергать голоданию, давать им слабительные и рвотные средства, в крайних случаях даже причинять боль, чтобы переключить внимание на физические ощущения. Вместе с тем, применительно к спокойным больным предлагались совершенно иные средства. Таких, по мнению ученого, следовало лечить теплыми ваннами, массажем, растираниями, прохладными компрессами на голову, легкой гимнастикой и диетой, исключающей алкоголь и жирную пищу. Цельс указывал на большую важность общения для “угнетенных” душевнобольных и говорил о том, что их не следует оставлять в одиночестве, но вместе с тем не нужно допускать к ним незнакомцев или тех, кто вызывает чувство неприязни. При первых же признаках улучшения рекомендовалось сменить обстановку и отправить выздоравливающего в приятное не слишком длительное путешествие в обществе кого-нибудь из близких.

Римский ученый-энциклопедист Авл Корнелий Цельс

 

Целый ряд полезных рекомендаций внес и живший в конце I века нашей эры греческий врач Архиген, работы которого дошли до наших дней в изложении Аретея Каппадокийского – также одного из лучших медиков своего времени. Наиболее важные из этих советов касаются обустройства жилья для больного. Согласно Архигену, комната должна быть непременно просторной, хорошо проветриваемой, но не холодной и не слишком теплой. Поскольку резкие громкие звуки могут спровоцировать обострение, в доме следует поддерживать тишину, а также сделать стены по возможности гладкими, поскольку бросающиеся в глаза резкие выступы и декоративные украшения в той же степени способны нарушить хрупкое душевное равновесие человека с расстроенной психикой.

Греческий врач Аретей Каппадокийский, благодаря которому до наших дней дошли труды Архигена

 

Но наиболее прогрессивные взгляды среди античных ученых излагал Соран Эфесский — современник Архигена и Аретея. Главная его заслуга заключалась в том, что он решительно осудил жесткие методы, применяемые к буйным больным, а также указал на неправильность использования алкоголя и сильных доз снотворных средств для успокоения приступов. В изложении Целия Аврелиана слова Сорана звучат так:

Врачи, сравнивающие умалишенных с дикими животными, укрощаемыми голодом и жаждой, должны сами считаться умалишенными и не браться за лечение других. Исходя из ошибочного уподобления, они предлагают применение цепей, совершенно упуская из вида, что это наносит тяжелые повреждения и что гораздо легче и целесообразней удерживать больных руками, нежели тяжестью оков. Некоторые заходят так далеко, что рекомендуют бич, полагая, что таким воздействием можно вызвать прояснение рассудка – жалкий способ лечения, ожесточающий болезнь и уродующий больных.

В противовес таким методам Соран рекомендовал на время приступов буйства аккуратно связывать больного широкими лентами ткани и укладывать на просторную постель или подстилку из соломы, чтобы человек не мог нанести самому себе повреждений. Помещать психически нездоровых людей в полную темноту греческий врач считал неправильным, и напротив, утверждал, что как раз пребывание в хорошо освещенной комнате будет действовать благотворно. К использованию музыки в качестве терапевтического средства он призывал относиться с осторожностью, поскольку на некоторых больных даже спокойные мелодии могут действовать возбуждающе. Ключом же к исцелению (если таковое возможно) считал понимание хода мыслей человека и установление причины искажения восприятия. Соран подчеркивал важность новых впечатлений, бесед, прогулок для процесса выздоровления. Он высказывался в пользу того, чтобы больной постоянно занимался любой умственной деятельностью, постепенно ее усложняя, при этом непременно в окружении близких людей. Причем для владеющих грамотой им предлагались творческие упражнения, а также чтение несложных и понятных текстов, в которые, тем не менее, были намеренно вставлены ошибки – по мнению Сорана, сначала совместное с кем-либо, а затем и самостоятельное нахождение таких ошибок способствовало восстановлению у людей с психическими нарушениями навыков критического мышления.

Титульный лист трактата Сорана Эфесского, изданного в латинском переводе Целия Аврелиана в 1722 году

 

Вклад античных ученых в изучение природы психических расстройств был поистине огромным. Греческие и римские врачи сформулировали само понятие душевной болезни, попытались классифицировать ее разновидности, ввели в оборот ряд действенных методов терапии. Как можно предположить на основании изучения письменных свидетельств той эпохи, люди с ментальными заболеваниями жили не изолированно от остального общества и отношение к ним не всегда было негативным. Конечно, больных, опасных для окружающих и склонных к агрессии, старались держать на отдалении. Их пытались усмирять часто жестокими методами, а то и просто отгоняли, кидая в них камни. С другой стороны, к спокойным душевнобольным относились доброжелательно, заботились о них и даже считали отмеченными свыше. Специальных заведений для лечения или содержания таких людей в те времена еще не было, так что профессиональное медицинское наблюдение и терапия имели место лишь тогда, когда родственники больного сами подыскивали имеющего соответствующий опыт врача. К сожалению, прогресс в этой области был прерван крушением средиземноморских цивилизаций, вызванным внутренним кризисом и нашествиями варваров. Новый серьезный виток научных исследований и поисков начался в Европе лишь спустя несколько столетий.