Улоф Хансон родился 10 сентября 1862 года в небольшом городке Фьёлкинге, что находится в области Сконе на самом юге Швеции. Глава семейства, Ханс Хансон, был владельцем приносившей хороший доход фермы, и кроме того, занимал административную должность в своем округе, что делало его человеком и обеспеченным, и уважаемым. Дети Ханса – двое сыновей и дочь – росли в достатке и имели возможность получить достойное образование.
В начале 70-х годов из-за нескольких случившихся подряд неурожаев и растущей конкуренции со стороны более крупных хозяйств дела на ферме пошли гораздо хуже, чем раньше. Поэтому Хансоны решили эмигрировать в США, благо условия для фермерской деятельности там были несравнимо лучше, нежели в Швеции, а аренда земли стоила дешево. Этим планам поначалу помешали два несчастья: сначала зимой 1873 года одиннадцатилетний Улоф получил переохлаждение после долгого пребывания на улице, заболел и в результате начавшихся осложнений полностью утратил слух на правое ухо. А в следующем году тяжело заболел и вскоре умер его отец Ханс. Тем не менее, семья не отказалась от намерения поискать лучшей доли за океаном, и весной 1875 года Хансоны приехали в США и купили ферму в окрестностях города Уиллмар, что в штате Миннесота.
Мать и старший брат, взявшие на себя все бремя забот по обустройству на новом месте, справились отлично – ферма быстро стала приносить прибыль. А вот Улофа продолжали преследовать неприятности. Отступившая, было, болезнь вернулась, и к 1876 году молодой человек стал полностью глухим. О том, чтобы продолжать посещать обычную школу, речи уже не было, так что некоторое время младший Хансон занимался самообразованием, благо дома имелась большая библиотека, состоявшая из книг и журналов на шведском языке. Так продолжалось до тех пор, пока новый друг семьи Джонатан Нойес, занимавший должность администратора школы для глухих в городе Фэрибо, не предложил Улофу поступить в это заведение. Приглашение было принято. Как вспоминал потом сам Улоф:
Столь усердная учеба принесла добрые плоды – к моменту окончания школы молодой человек демонстрировал хорошие знания по всем изучаемым предметам, уверенно читал, писал и говорил по-английски, а также отчасти овладел умением понимать фразы, произносимые собеседником, читая по губам.
В 1881 году Улоф отправился в столицу США город Вашингтон, где поступил в Национальный колледж для глухих и немых. Этим заведением руководил Эдвард Майнер Галлодет – известный американский педагог, специализировавшийся на обучении глухих и немых. Он был сыном знаменитого Томаса Хопкинса Галлодета, который прославился в первую очередь тем, что стал основателем самой первой в стране школы для глухих, открытой в 1817 году в Уэст-Хартфорде (штат Коннектикут). Национальный колледж отличало высокое качество предоставляемого студентам образования, и там работал очень сильный преподавательский состав. Уже на втором году обучения Улоф Хансон определился со своим призванием – он решил стать архитектором, хотя некоторое время также рассматривал в качестве возможных вариантов профессии инженера и геодезиста. Очень возможно, что на окончательный выбор молодого шведа повлияла дружба с будущим художником Кадволладером Линкольном Уошберном, сыном сенатора Уильяма Дрю Уошберна-старшего. Кадволладер был младше Улофа, но поступил в колледж раньше, и оба они жили в одной комнате студенческого общежития.
В 1886 году Хансон завершил учебу и получил степень бакалавра искусств. За время, проведенное в Национальном колледже для глухих и немых, он освоил латинский, немецкий и французский языки, а также научился свободно владеть языком жестов. Вскоре после выпуска начинающий архитектор по рекомендации сенатора Уошберна был принят на работу в качестве рисовальщика в компанию “Ходжсон и сын”, занимавшуюся проектированием зданий, и оставался ее сотрудником на протяжении трех лет. Приобретя практические навыки в профессии и получив степень магистра, Улоф решил продолжить образование в Европе, и с этой целью в течение десяти месяцев побывал в Италии, Франции, Германии, Англии, Швейцарии, Дании и Норвегии. Во время своего путешествия он не только знакомился с богатейшей культурой Старого Света, но и посещал европейские школы для глухих, собирая сведения об используемых там педагогических методах. Обратно в США Хансон вернулся уже в 1890 году.
Вскоре после приезда Улоф получил работу в преуспевающей компании “Братья Уилсон” и принял участие в проектировании здания новой школы для глухих, которое планировалось построить в Маунт Эйри – пригороде Филадельфии. Спустя год проект был успешно завершен, однако продолжить столь многообещающе стартовавшую карьеру у Хансона не получилось. В 1893 году в США начался новый экономический кризис, что вынудило многие фирмы прибегнуть к сокращению персонала. Молодые специалисты, не имевшие большого опыта работы, часто увольнялись в первую очередь, и Улоф не стал исключением. Дальнейшие перспективы поначалу казались безрадостными, и тут на помощь пришел Джонатан Нойес, который тринадцатью годами ранее уже сыграл роль, коренным образом изменившую жизнь юного иммигранта. Не сомневаясь в талантах Хансона, старый друг и учитель предложил ему должность преподавателя в своей школе в Фэрибо. Нойес не ошибся с выбором. Его бывший ученик быстро освоился в новом амплуа и проявил себя отличным педагогом, чему способствовали и знания, приобретенные во время путешествия по странам Европы.
Улоф проработал в школе для глухих два года, и за это время в его жизни произошло еще одно важнейшее событие. Он познакомился с учительницей Агатой Марией Агнес Тигель, которая была на 11 лет моложе и также являлась выпускницей Национального колледжа для глухих и немых. Отец Агаты эмигрировал в США из Германии, а мать – из Швейцарии. Их дочь в возрасте семи лет перенесла спинальный менингит, после чего полностью утратила слух и лишилась зрения на левый глаз. Это не помешало ей успешно окончить школу, а затем поступить в Национальный колледж в Вашингтоне. В студенческие годы Агата проявила незаурядный литературный талант и имела репутацию активного борца за женское равноправие. Так, именно благодаря ее усилиям директор колледжа Эдвард Галлодет отменил социальные ограничения, запрещавшие студенткам участвовать в ученых дискуссиях наравне со студентами-мужчинами и устраивать внеклассные мероприятия без сопровождения мужчин. В 1893 году Тигель стала первой в истории Национального колледжа для глухих и немых выпускницей, получившей степень бакалавра искусств, а затем получила преподавательскую должность в Фэрибо. Вскоре после знакомства между Агатой и Улофом возник роман, а в 1899 году они поженились. Брак оказался удачным – супруги Хансон прожили вместе 34 года и произвели на свет троих дочерей.
Экономический кризис закончился к 1895 году, и это позволило Хансону вновь вернуться к архитектурным проектам. Свой офис он открыл в Фэрибо, благо был хорошо знаком со многими местными жителями и в любой момент мог заручиться рекомендацией столь уважаемого человека, как Джонатан Нойес. Так Улоф стал первым в истории Соединенных Штатов глухим архитектором, основавшим собственную фирму. На протяжении следующих семи лет в Фэрибо было выстроено по его проектам 54 здания, в том числе 24 жилых дома, 18 торговых домов и гостиниц, 2 церкви и 10 корпусов для образовательных учреждений. Не забыл он и про Джонатана Нойеса, спроектировав для своего давнего благодетеля новый изящный особняк. В этот период Хансон окончательно выработал свой собственный стиль, одной из характерных особенностей которого являлся акцент на естественном и искусственном освещении внутренних помещений зданий – будучи глухим, архитектор никогда не упускал из вида потребности подобных себе людей, нуждавшихся в том, чтобы всегда иметь возможность четко различать жесты и движения губ собеседника.
В 1902 году Хансоны переехали в Сиэтл, где Улоф работал сначала совместно с архитектором Фрэнком Тайером, а после того, как тот оставил практику из-за болезни – уже самостоятельно. Продолжая активно творить, Хансон начал отдавать все больше сил общественной деятельности, выражавшейся в борьбе за права глухих людей. Так, в 1908 году он написал президенту США Теодору Рузвельту письмо с призывом отменить дискриминационные ограничения на трудоустройство глухих, в том числе и закон, запрещающий глухим допуск к экзаменам Комиссии по государственной службе, занимавшейся отбором кандидатов, желающих работать в федеральном правительстве. В этом послании содержались в том числе и такие слова:
Аргументы, выдвинутые Хансоном, глубоко впечатлили президента, и вскоре ограничения, о которых шла речь, были сняты.
Еще одним фронтом борьбы для Улофа стала защита жестового языка, как основного средства общения глухих людей. В начале XX столетия в американской педагогике преобладал подход, согласно которому приоритет отдавался устному обучению глухих детей. Хансон категорически не разделял такую точку зрения и был сторонником специализированных школ-интернатов, в которых видел прежде всего центры формирования и развития особой культуры общения, существующей в сообществе тех, кто лишен возможности слышать. Свои воззрения он подробно изложил в письме президенту Национальной образовательной ассоциации, где написал, в том числе, следующее:
Заслуги Улофа были оценены по достоинству: в 1910 году его выбрали президентом Национальной ассоциации глухих. Эту должность архитектор занимал на протяжении трех лет. Немалый вклад в дело защиты прав глухих людей внесла и его жена Агата, также активно занимавшаяся общественной деятельностью.
В предвоенный период карьера Хансона, как архитектора, достигла своей высшей точки. Одним из лучших его творений стал построенный в 1916 году в Сент-Поле Мемориальный зал Чарльза Томпсона, названный так в честь известного местного мецената. Это здание, получившее в 1994 году официальный статус исторической достопримечательности, изначально задумывалось, как первый в стране специализированный клуб, предназначенный для сообщества глухих людей. В одном из документов некоторые архитектурные особенности Мемориального зала Чарльза Томпсона характеризуются следующим образом:
После начала Великой войны спрос на архитектурные проекты резко снизился, хотя Соединенные Штаты официально сохраняли нейтралитет до апреля 1917 года. Дела фирмы пришли в упадок, так что в 1918 году Хансон подыскал себе новое место работы, став преподавателем кафедры ландшафтного дизайна в Вашингтонском университете. В то же время он уделял все больше внимания проблеме обеспечения религиозных потребностей сообщества глухих людей. Опыт такого рода у него уже имелся: с 1909 года Улоф проводил для глухих детей занятия по изучению Библии в Епископальной церкви Святой Троицы в Сиэтле. Теперь же архитектор настолько сильно погрузился в религию, что в итоге поступил в духовную семинарию, в 1924 году был рукоположен в диаконы Епископальной церкви, а спустя еще пять лет принял сан священника. Последний период своей жизни он посвятил церковному служению, не оставляя, впрочем, и преподавательской работы в университете. Скончался Хансон 8 сентября 1933 года, не дожив лишь двух дней до своего 71-го дня рождения.
Будучи замечательным архитектором, имеющим заслуженную славу в своей стране, Улоф Хансон гораздо больше проявил себя как человек, внесший огромный вклад в развитие американского общества. На протяжении трех десятилетий он выступал активным и последовательным защитником прав глухих людей, в интересах которых создавал и многие из своих архитектурных проектов. Как было сказано в статье, напечатанной в газете “Deaf Oklahoman” в декабре 1933 года:
Автор: Михаэль Трауриг