Крушение великих цивилизаций античного мира вызвало в европейской научной мысли глубочайший кризис. Несколько столетий понадобилось только для того, чтобы германцы – вчерашние варвары – впитали достижения покоренного Рима и из этого синтеза родилась новая высокая культура, давшая начало современной Европе. Очень важным моментом стало и то, что на смену прежним политеистическим религиям, не особо мешавшим научному и общественному прогрессу, пришло христианство с его жесткими идеологическими догмами и нетерпимостью к любым иным воззрениям. Это предопределило дальнейший путь развития общества, однако нельзя сказать, что Средние века прошли под знаком лишь застоя и тотального религиозного гнета. Цивилизация продолжала эволюционировать, и так же претерпевало изменения положение людей, имеющих ментальные нарушения.
Наиболее грамотной и образованной частью общества в Средневековье являлось духовенство, которое одновременно было и проводником господствующей идеологии. Светская аристократия также не стояла в стороне от образования, однако главным занятием рыцарства считалось военное дело, поэтому социальным проблемам бароны, графы и князья уделяли совсем мало внимания. В результате забота о больных, в том числе и имеющих ментальные расстройства, ложилась в основном на плечи монахов, тем более что некоторые монашеские ордена как раз на этом и специализировались. Таковы были, например, Орден св. Иоанна и Орден св. Бенедикта. Несмотря на то, что античное наследие формально отвергалось, как языческое, монахи внимательно изучали труды ученых-медиков древних Эллады и Рима, и лечили больных в соответствии с содержавшимися там наставлениями. Кроме того, в Средние века считалось само собой разумеющимся, что душевное расстройство зачастую является результатом одержимости бесовскими силами, так что наряду с прежними приемами терапии использовались и ритуалы экзорцизма – изгнания из человека злых духов. При этом важно подчеркнуть, что вопреки расхожему заблуждению, даже если больной сам полагал себя одержимым дьяволом, ему не грозила расправа вроде удушения или сожжения на костре. Церковь неодобрительно относилась к совсем уж дремучим суевериям и прямо запрещала самосуды над мнимыми колдунами и ведьмами, хотя конечно, в некоторых глухих деревнях подобные случаи иногда имели место.
Новым по сравнению с античной эпохой стало создание специальных заведений для содержания и лечения людей с ментальными расстройствами. Когда именно и где появилось первое из них – сказать почти невозможно, однако известно, что уже в XII веке в небольшом итальянском городке Фельтре близ Венеции имелось что-то вроде приюта, в котором осуществлялся уход за душевнобольными. Принимал таких пациентов и “Дом св. Духа” в Уппсале (Швеция), основанный в 1305 году, хотя он не имел узкой специализации – это была монастырская больница общего профиля, часть которой отводилась к тому же под гостиницу для путников. Чуть позже в том же XIV веке дома для людей с психическими нарушениями совершенно точно появились на территории нынешней Германии, причем там под эти цели порой переделывались бывшие лепрозории. Именно так в 1326 году был создан госпиталь для умалишенных в Санкт-Гергене под Эльбингом, а вскоре подобное заведение открылось в Липлингене. В начале XV века большое внимание благотворительным учреждениям для людей с ментальными заболеваниями стало уделяться в Испании. Первопроходцем здесь стал священник из Валенсии по имени Хуан Джилаберто Хофре. Однажды, спеша на службу в церковь, он увидел, как на улице подростки насмехаются над душевнобольным и защитил этого человека. Произошедшее очень опечалило Хофре, и с того времени он решил посвятить себя помощи страдающим душевными расстройствами. Постоянно поднимая эту тему в своих проповедях, священник собрал большую сумму пожертвований от прихожан и на эти средства открыл в 1409 году “Больницу непорочных бедняков в Валенсии” – первое в стране психиатрическое заведение. Начинание было подхвачено в других городах, и к концу столетия подобные госпитали имелись уже в Толедо, Вальядолиде и Сарагосе.
Конечно, такие лечебницы могли принять лишь очень небольшое количество пациентов. В основном люди с ментальными нарушениями или не получали вообще никакой помощи (в сельской местности), или попечение о них брали на себя родственники больного, либо цеха и городские общины. Так, в испанских законах было прописано, что “Помешанный, маньяк и слабоумный не ответственны за поступки, содеянные во время болезни – ответственность ложится на родных, если они не сторожили больного и этим не воспрепятствовали ущербу, который он нанес другим”. Иногда родственники, не желавшие держать человека с душевным расстройством у себя дома, передавали его на содержание другим людям за отдельную плату. В некоторых случаях подобные дела решал магистрат – например, когда в 1427 году бывший по делам во Франкфурте дипломат из Бранденбурга внезапно сошел с ума, квартира и сиделка с охранником для него были предоставлены за счет городских властей. Как правило, безобидные люди с ментальными расстройствами не изолировались от общества, но к буйным применялись достаточно жесткие меры. Их постоянно держали взаперти, а в особо сложных случаях могли поместить в тюрьму или “кустодиафатуорум” (“ящик для безумцев”) – зарешеченную камеру в городской стене, через окна которой любой прохожий мог при желании передать невменяемому узнику еду или иную милостыню. Содержание, поступавшее из городской казны для таких людей, было обычно весьма скромным.
Что же касается лечения, то никаких новаций по сравнению с античной эпохой выработано не было, а с учетом общего диктата религии и подчиненной роли науки качество медицины даже снизилось. Так что улучшение состояния больного являлось чаще всего делом случая, а не результатом усилий лекаря. Бывало, что по отношению к пациентам применялись очень жестокие методы. Их били розгами или кололи иглами для того, чтобы “отвлечь” от мании или “застоя мысли”, либо обкладывали все тело горчичниками с той же целью. И как прежде, находились грамотные врачи, всеми силами восстававшие против подобных действий, порожденных невежеством и предрассудками. Одним из таких ученых был, например, живший в Ферраре профессор Джованни Микеле Савонарола. Он справедливо указывал, что любая жестокость лишь ухудшает состояние душевно нездоровых людей и в противовес рекомендовал средства иного рода. Главным он считал покой и здоровый сон, для чего больного следовало поселить в тихой местности на природе, желательно возле реки. Хорошей процедурой, благотворно влияющей на нервную систему, Савонарола считал сон на свежем воздухе в хорошую погоду, причем пациента при этом было желательно слегка покачивать в гамаке. При обострениях же рекомендовалось делать легкие кровопускания (в Средние века – универсальное средство, применявшееся при лечении большинства болезней), ставить банки на ноги, использовать слабительные препараты и регулярно принимать теплые ванны. Как можно видеть, арсенал медицинских приемов Джованни Савонаролы практически не отличался от такового у Архигена или Сорана Эфесского.
Автор: Михаэль Трауриг