Первый царь с инвалидностью на Руси

Федор Иоаннович

В далеком прошлом, когда землями и странами почти повсеместно правили короли, князья, султаны и прочие самодержцы, нередко случалось так, что трон доставался человеку, имевшему инвалидность от рождения. Порой такой монарх даже не мог самостоятельно вести дела государства, но все равно сохранял титул, поскольку в глазах людей власть ему была дана свыше по праву рождения, и значит, являлась священной. Не являлось тут исключением и Великое княжество Московское (будущая Российская империя).

Первым в российской истории правителем, имевшим врожденную инвалидность, был царь и Великий князь Федор Иоаннович – третий сын печально знаменитого Ивана Грозного. Хорошо известно, что сам Грозный страдал от приобретенного душевного расстройства и вел крайне невоздержанный образ жизни, а значит, у его детей было очень мало шансов родиться здоровыми. Так оно и получилось, но в отличие от двух своих жестоких и неуравновешенных братьев Ивана и Дмитрия, Федор вырос удивительно мягкосердечным, спокойным и добродушным. Проблема была лишь в том, что у царевича имелось ментальное нарушение, задержавшее его умственное и психическое развитие. Поэтому править самостоятельно он не мог.

 

После смерти Ивана Грозного в 1584 году Федор по праву получил отцовский престол (старших братьев к тому времени уже не было в живых) и занимал его затем в течение почти 14 лет. Дела правления при нем вели бояре, а в первую очередь – очень умный и опытный политик Борис Годунов, который приходился царю шурином. Так возник интересный политический дуэт, в котором реальный (и весьма сильный) лидер оставался как бы в тени, а “лицом страны” был пусть и ментальный инвалид, но при этом очень любимый народом и уважаемый иностранцами. Как раз за те качества, который напрочь отсутствовали у большинства его предшественников – доброжелательность, вежливость, внимательность к другим людям и настоящую, а не напускную набожность.

Федор Иоаннович прекрасно справлялся со своей ролью: учтиво общался с заморскими гостями на приемах – правда, только на житейские темы, а не о политике, любил посещать народные гуляния по праздникам, щедро раздавал пожертвования и милостыни, никогда не пропускал церковных служб и сам умел очень хорошо и красиво звонить в колокола. Конечно, все были в курсе, что государь слаб разумом, но никого это особо не смущало. Люди называли его “освятованным” и считали болезнь царя чем-то вроде отметины, данной свыше. И когда Федор скончался в 1598 году в возрасте 40 лет, народ искренне скорбел, а церковь причислила его к лику святых. Увы, несмотря на то, что царь был женат, потомков по себе он не оставил. Поэтому в историю он вошел еще и как последний московский правитель из Рюриковичей. Прежняя династия на нем пресеклась.

Изображение царя Федора Иоанновича в царском венце верхом на коне, в воинском уборе и со скипетром в руке на Царь-пушке