Учимся жить — создание условий для включения в местное сообщество детей, молодых людей с ментальной инвалидностью, их родителей и опекунов

Проект задуман, как многофункциональная площадка инклюзии детей, молодых людей с ментальной инвалидностью в общество и социальной поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью из Свердловской области.

Цель проекта

Комплексная социальная поддержка детей и молодых взрослых с ментальной инвалидностью (в т.ч. из детских домов-интернатов), а также членов их семей

Задачи

  1. Профориентация, трудозанятость и социокультурная инклюзия детей и молодых людей с ментальной инвалидностью
  2. Организация комплексного сопровождения выпускников школы-интерната с ментальной инвалидностью
  3. Создание инклюзивного клуба

Целевые группы проекта

  • дети до 18 лет с инвалидностью и их семьи
  • люди с ментальной инвалидностью до 23 лет

В рамках проекта планируется работа по нескольким направлениям:

1) Профориентация, трудозанятость, социокультурная инклюзия детей, молодых людей с ментальной инвалидностью. Для 25 учеников коррекционных школ и 9 молодых взрослых с ментальной инвалидностью, в течении года будут организованы профориентационные занятия и трудозанятость в 4 ремесленных мастерских и социокультурные занятия в 4х творческих студиях при поддержке профессиональных руководителей. Ребята научатся работе с шерстью, деревом, глиной, обучатся работать с тканью и изготовлению простых сувениров, освоят навыки применения ручного инструмента, получат первый опыт работы в трудовом коллективе. Мастерские будут дооснащены необходимым оборудованием для проведения занятий. Для развития творческих навыков, будут организованы занятия по арт-терапии, музыке, движению и театру. Итогом направления станет проведение «Фестиваля ремесел» на базе ЦИК (Центра инклюзивной культуры), где ребята представят сувениры и продукцию, изготовленную за время проекта на выставке и отчетный концерт творческих студий, состоится подведение и презентация итогов проекта для общественности.

2) Комплексная социализация выпускников школ-интернатов, участников гранта «Дорога к дому» (20-1-000365), прошедших учебный курс сопровождаемого проживания. Будет организовано комплексное сопровождение двух молодых людей с ментальной инвалидностью со сложной судьбой, опытом бродяжничества, сиротства, которые часто меняли стационарные учреждения и имеют сочетанные медицинские диагнозы. В течении года, они пройдут долгосрочный курс сопровождаемого проживания на тренировочной квартире при постоянном сопровождении команды специалистов, где освоят социально-бытовые, финансовые и социально-средовые навыки. Для них будет организована трудозанятость в ремесленной мастерской, сопровождение психолога и социокультурные занятия. Итогом работы курса станет возможность жить в собственной квартире при минимальной поддержке и развитие трудовых навыков.

3) Организация работы инклюзивного клуба в малых городах и селах — Новоуральск, Березовский и Верх-Нейвинский. Для участников клуба — родителей и специалистов, работающих с инвалидами, будут организованы открытые онлайн и оффлайн мероприятия, направленные на информирование о возможностях социализации и развития людей с инвалидностью. Участники узнают о стационарозамещающих технологиях, современных методах реабилитации. Занятия с участниками будут проводится в формате лекций, ремесленных мастер-классов, социально-бытовых занятий в учебной квартире, социально-психологических тренингов. В результате будет сформировано родительское и профессиональное сообщество, которое будет воспринимать человека с инвалидностью, как полноценного участника современного общества.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006г., Статьи 3, 19, 27, 28, 30 инвалиды имеют право на полное и эффективное вовлечение и включение в общество; должны иметь возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях; имеют право на труд наравне с другими людьми; право на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей; право участвовать наравне с другими в культурной жизни, иметь возможность развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал.
По статистическим данным Пенсионного фонда РФ на март 2021 года в Свердловской области численность инвалидов в возрастной группе 18-30 лет составляет 12961 человек.


По сведениям, предоставленным Ассоциации родителей детей инвалидов (АРДИ) г. Новоуральска, на 01.01.2021 г. в организации числилось 115 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 76 семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
В молодежной секции ВОИ г. Новоуральска состоит 77 человек в возрасте от 18 до 30 лет.


Основываясь на 15 летнем опыте работы нашей организации, были выявлены основные проблемы уязвимых целевых групп — детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; молодых взрослых с ментальными нарушениями — это потребность в социализации через профориентацию/профессиональную адаптацию и сопровождаемое проживание. Всесторонняя социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью позволит улучшить эмоциональное состояние родителей и даст им уверенность в будущем своего ребенка. Многие взрослые с ментальной инвалидностью испытывают трудности с самоопределением. Часто, семьям непонятен маршрут ребенка, когда он станет взрослым, и молодые люди с инвалидностью старше 18 лет садятся дома. Они становятся невидимым для общества, у них нарушаются социальные связи, утрачиваются коммуникативные навыки , происходит дезинтеграция личности, подмена реальной жизни виртуальным пространством, наступает депрессивное состояние. По этому необходимо наладить четкую работу по выявлению и социальной занятости молодых людей с инвалидностью и не дать их родителям погрузиться в отчаяние, которое, зачастую они испытывают от неопределенности и волнения за судьбу своего ребенка. Соответственно, именно на эти категории людей и будет направлена реализация проекта.

Срок реализации

01.09.2021 — 30.06.2022

Бюджет проекта

4 998 254 руб.

Проект реализуется при поддержке Благотворительного Фонда «Абсолют-помощь»

Новости проекта

  • В каждом горшочке крышечка
    Андрею Калинину 25 лет и семь из них он провёл в «Благом деле». Это человек, причастный абсолютно ко всем процессам, начиная от помощи в передвижении мебели и заканчивая работой в мастерской шерсти и фетра и занятиями в творческих студиях. Как говорится, «в каждом горшочке крышечка».
  • Целая жизнь Маши
    Не слышать звуки мира, или недостаточно слышать их – это ужасно тяжело. Говорить и осознавать, что тебя практически никто не понимает – обидно и горько.
  • Рыба, белая глина и кокосовое волокно — проект «Учимся жить» продолжается!
    В рамках проекта 12 апреля состоялись бесплатные мастер-классы в столярной, керамической и швейной мастерских «Благого дела». Участниками стали школьники и дошкольники г. Новоуральска и посёлка Верх-Нейвинский.
  • Андрей учится жить
    Андрей Савчук – один из самых сложных наших ребят. В работе с ним проявляются лучшие качества сотрудников: умение принимать людей с инвалидностью такими, какими они являются, видеть в каждом из них прежде всего личность. Личность с особым взглядом на мир, совершенно особенным, индивидуальным восприятием, способами самовыражения и реакциями.
  • История Максима
    История Максима Заварзы в «Благом деле» — это история обычная и одновременно уникальная. И нет тут ничего парадоксального, просто путь Максима похож на ту дорогу, которую каждый из нас проходит в течении жизни.
  • Неосознанное кредо Никиты
    Прямо со школьной скамьи начал свой трудовой и реабилитационный путь в «Благом деле» Никита Шаршапин. Сейчас ему уже 20 лет, он многому научился как в поведенческом, так и в профессиональном плане.
  • В рамках работы инклюзивного родительского клуба прошла лекция психолога Ольги Корниенко
    В феврале, в рамках работы инклюзивного родительского клуба, состоялось занятие по теме «Базовые виды восприятия собственного тела. Их взаимосвязь, диагностика и терапия».
  • Будем жить
    Проект «Учимся жить» набирает обороты. Одним из его направлений стало сопровождаемое проживание двух молодых людей – Ивана Тюменцева и Елены Гребенщиковой. Конечно, вы с ними уже знакомы.
  • Закрытая группа в безопасном пространстве
    В рамках социального проекта «Учимся жить», реализуемого при поддержке Благотворительного Фонда «Абсолют-Помощь», в ноябре 2021 года начали свою работу инклюзивные родительские клубы в г. Берёзовский и посёлке Верх-Нейвинский.
  • В «Благом деле» провели бесплатные мастер-классы для людей с инвалидностью и их родителей
    Гости познакомились с работой мастерских и увидели, что сделать первые шаги на пути к ремеслу — не сложно. Активное участие приняли не только дети, но и родители, нам было важно, чтобы каждый смог попробовать себя в творчестве.
  • Вика учится жить самостоятельно
    Знакомьтесь, эту девушку зовут Вика.
  • В «Благом деле» открылся кукольный театр «Радуга»
    Ура! В «Благом деле» начала работу новая студия кукольного театра с очень ярким названием – «Радуга».
  • Открываем набор на курс для семей людей с инвалидностью по самостоятельному проживанию
    Некоммерческая организация «Благое дело» начинает занятия по обучению социально-бытовым навыкам для участников родительского инклюзивного клуба из Новоуральска.
  • Ваня
    С Иваном Тюменцевым мы все знакомы уже давно. Год назад он появился в «Благом деле», чтобы после выпуска из детского дома научиться навыкам самостоятельной жизни.
  • Проводим опрос родителей или опекунов людей с инвалидностью
    В этом году, у нас появилась возможность открыть инклюзивный родительский клуб для родителей или опекунов, которые воспитывают детей с инвалидностью. Клуб будет открыт в Верх-Нейвинском и Березовском, при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», в рамках социального проекта «Учимся жить».
  • Дан старт нашему новому проекту – «Учимся жить».
    15-летний опыт работы организации был накоплен не зря, он позволяет теперь шире взглянуть на многие проблемы, и, в то же время, четко определить, на чем стоит акцентировать внимание, помогает выявить совокупность этих проблем.